Пока в Ватикане гремят педофильские скандалы, а православные храмы рейдерски забирает украинская автокефалия, две ведущие белорусские конфессии озабочены исключительно крестами в Куропатах, которые в течение года устанавливал Змицер Дашкевич.
Из-за этой деятельности он даже бросил Молодой фронт и всего себя посвятил рубанку. Однако не прошло и года, как перекладины Дашкевича сносят, чтобы установить нормальный забор.
В религиозных и политических широтах это вызвало очередное бурление. Работников лесхоза на разные лады называют «вырадкамі», «сатаністамі» и так далее.
Главный католик Беларуси в оценках был более мягок, но власть пожурил:
— Наша краіна патрабуе стабільнасці, а раскачванне чоўна палітычнага і грамадскага жыцця супярэчыць гэтаму. Крыж не павінен падзяляць, бо ён яднае неба з зямлёю, а людзей — паміж сабою ў адзіную сям’ю братоў і сясцёр,
– цитирует TUT.BY Тадеуша Кондрусевича.
Т.е. клир прозрачно предостерегает власть от политических последствий. Однако в контексте «раскачивания» и «разделения» мы хотим напомнить, как обе ведущие конфессии ранее отметились хвалебными высказываниями на столетие БНР.
Как сообщал TUT.BY год назад, митрополит Кондрусевич «чуть не расплакался на молитве в честь 100-летия БНР».
Позже, на мероприятии в Будславе, Кондрусевич подчеркнул статус праздника:
– Нам и нашему народу, который в этом году отмечает 100-летие провозглашения Белорусской Народной Республики — факта, которого нельзя игнорировать, потому что это часть нашей истории, необходима духовная перемена.
Видимо, речь шла о немецком либо польском народе, которые оказывали БНР протекцию. Что же касается польского общества, которое пытается учить белорусов жизни и назначает национальными героями убийц, то голос белорусского Костела в вопросе героизации Райса-Бурого мы что-то не услышали.
Интерес католиков к Куропатам обосновывается тем, что по версии Позняка, там якобы расстреляны граждане межвоенной Речи Посполитой из Западной Белоруссии. Версия ничем не подтверждена, однако Польша стабильно проявляет интерес и присылает в Куропаты правительственные делегации.
Хотя, если уж говорить об «исторической памяти», на которую пеняют представители Костела, то полякам-католикам следует вспомнить, чьими руками на наших территориях насильственно насаждалось униатство, кто был в нем заинтересован и каким образом православная и кальвинистская собственность и храмы в один момент становились униатскими.
Разумеется, феодальная власть обосновывала эти шаги точно также – «нужно сохранить единство и стабильность». Эта польская риторика не менялась вплоть до второй Речи Посполитой, да и сейчас не сильно отличается.
При этом общество умышленно делят на разные конфессии.
К примеру, даже если брать за основу «советскую версию», то согласно социальной структуре репрессий, больше всего в СССР было репрессировано членов партии и работников органов госбезопасности. Что в таком случае нужно ставить в урочище? Воинские звезды?
Но на деле часть захоронений однозначно относится к периоду оккупации и лежат в них, скорее всего, евреи – напомним, что памятник накануне демонтажа крестов был разрисован вандалами звездами Давида, которые сначала нацарапали, а затем обвели синей краской.
Сам Дашкевич тоже, мягко говоря, не Иисус Христос, свои шестиметровые кресты он не освящал, а просто привозил на машине и вкапывал в землю. Кроме того, к православной или католической конфессии он не имеет отношения, а является прихожанином церкви «Иоанна Предтечи». Именно ее руководителя вчера приняли на сутки, что было подано в СМИ как «репрессии против верующих».
Что это за верующие, можно понять из репортажа «Белсата». Мы приводим оттуда отдельные фрагменты.
«Белсат» сообщает:
«Большой коттедж за высоким забором где-то на окраине Минска. Вокруг – промышленные здания, железнодорожные подъездные пути. За забором слышится разговор, кто-то заходит через ворота во двор, где двое одетых по-праздничному мужчин приветствуют прибывших словами «Мир вам».
Во дворе слышится белорусский язык, по-белорусски зовут друг друга многочисленные дети. Вскоре должна начаться молитвенная встреча в протестантском сообществе «Иоанн Предтеча». По сигналу все входят в коттедж – там в просторном зале собрались около 60 человек.
Служба начинается с чтения Библии, далее – молитва. Все по-белорусски. У прихожан нет молитвенников с напечатанными словами. Каждый из них молится так, как умеет, шепчет то, что хочет доверить Богу. То и дело присутствующие поднимают вверх руки и во весь голос объявляют: «Слава Тебе, Господи!». Молитва чередуется с песнями, которые исполняют несколько человек на возвышении вроде сцены, но весь зал дружно тянет мелодию. Восторженность и энтузиазм, кажется, овладевают каждым.
Важная тема – события в Украине. Помощник пастора призывает присутствующих помолиться, чтобы Бог изгнал «из Украины чертовщину», под которой, наверное, подразумевались российские военные-захватчики, и помог своей милостью в выборах, которые должны были там состояться».
Далее «Белсат» сообщает, что в 2007 году из страны депортировали пастора и основателя общества Ярослава Лукасика. Его обвинили в «действиях против национальных интересов Беларуси». Преемника пастора Лукасика – Антония Бокуна – наказывали штрафом и арестом за организацию несанкционированного массового мероприятия.
В феврале 2012 года ОМОН провел рейд в общине «Иоанн Предтеча». Основанием было сообщение о наличии в здании наркотиков.
В общем, это достаточно экзотическое американское религиозное направление, и мы уверены, что таких жертв в урочище точно не было.
Более того, кресты, которые ставились в урочище, по форме также не являются православными, т.к. не имеют перекладины, и не являются католическими, т.к. на них отсутствует распятие.
Напомним также, что кресты Дашкевича были демонстративно установлены на гребне кольцевой дороги, более того, их предполагалось намазать фосфоресцирующей краской, чтобы отражать свет фар машин. Какое отношение все это имеет к христианству?
Это своего рода карго-культ, а еще – попытка поставить власть перед фактом, оказать давление.
Причем ряд лиц, которые сегодня озаботились молитвами, в религиозности ранее не были замечены и постоянно критиковали РПЦ за «мракобесие в России». Зато самовольно ставить шестиметровые кресты и мазать их светоотражающей краской для них не мракобесие, а вполне себе.
Эту «общественность» не интересует установление конкретных обстоятельств убийств, вся полемика вокруг немецкой версии изначально сводилась к крикам и оскорблениям.
Параллельно тема Куропат неоднократно упоминалась на высшем уровне, последний раз – на большом разговоре с президентом, где им было подчеркнуто, что достоверно установить происхождение жертв сложно, и что никто не может гарантировать, что это не наследие оккупации.
Очевидно и то, что сейчас речь идет о выполнении президентского поручения по наведению порядка в Куропатах.
Но, увы, предыдущие шаги власти в этом направлении не были оценены.
Напомним, два последних года урочище чистили на субботниках и вырезали сухой лес, в чем приняли участие профсоюзы, БРСМ, Белая Русь, а также члены ЛКМ.
Однако жест уважения к погибшим оппозицией был воспринят издевательски. Аналогично, государственный памятник они сейчас называют «табуреткой» и «прищепкой».
Но дело не в конкретном памятнике, а в том, что оппозиции нужна выраженная символическая антисоветская, антисталинская площадка. Поэтому никакой иной памятник, кроме как ярко антисоветский, их не устроит.
Коммунисты в свою очередь, сделали максимум для того, чтобы все доступные материалы о следствии в Куропатах были обнародованы. И сейчас мы можем констатировать, что исходная позняковская версия о 250 тыс. погибших полностью дезавуирована, оппозиция признает только 30 тыс., хотя реально жертв около 5-7 тыс., о чем мы писали в наших материалах.
Для сравнения, в сотни раз более массовые захоронения – тот же Тростенец – не вызывают у них никакого интереса и ажиотажа.
Наоборот, аналогичный самострой с крестом был организован в урочище Благовщина, где крест поставили возле мусорного полигона в овраге, чтобы объявить о сталинских репрессиях в Тростенце. Как мы помним, к этому приложил руку бывший политрук Кузнецов, а ныне – оппозиционный историк, который на голубом глазу утверждал, что якобы коммунисты насыпали свалку, чтобы замаскировать огромный сталинский могильник.
В то же время, в Беларуси до сих пор находят новые следы немецкой оккупации. Например, в прошлом году были найдены немецкие расстрельные рвы под Гомелем, а в этом – захоронения узников гетто в Бресте. Поэтому нет ничего удивительно в том, что аналогичные расстрельные ямы могли быть устроены под Минском, и не найдены в послевоенный период.
Так что никакого примирения с маргиналам и признания их точки зрения быть не может.
Длительный протест возле ресторана «Поедем поедим» – такой же маргинез с деклассированными элементами, и даже внутри оппозиции тема «варты» не нашла поддержки.
Другое дело – шум в СМИ. Напомним, когда журналисты опрашивали тех же деятелей по поводу ресторана, все они его единогласно осуждали, в том числе Давыдько, Прокопеня, Алексиевич, депутат Воронецкий и прочие.
Но ровно до тех пор, пока свое слово не сказал президент.
Поэтому все эти игры в полемику – не более, чем желание понравиться оппозиционной публике, попиариться и набрать очков.
Причем подается это с позиций некоего «единства» – т.е. 99% должны объединяться с 1%, которые навязывают обществу свои антикоммунистические взгляды.
Все это мы уже проходили в перестройку.
И кстати, первый митинг Позняка в Куропатах в 1988 полностью копировал визуальный ряд православного крестного хода. Протест начался с религиозных символов 30 лет назад, и ими же заканчивается сейчас.
Андрей Лазуткин, imhoclub.by