Несколько недель до официальной даты, когда Великобритания должна покинуть ЕС
До официальной даты, когда Великобритания должна покинуть ЕС, остается несколько недель. Согласно существующим ныне договоренностям это должно произойти 29 марта. Однако состоится ли Brexit в установленный срок и если состоится, то в каком виде, по-прежнему не очень ясно. После того как британский парламент провалил разработанную правительством Терезы Мэй сделку с Брюсселем, но при этом оставил саму Мэй на должности, уполномочив ее продолжать переговоры с Европой, ситуация остается весьма неопределенной.
В ЕС по-прежнему считают достигнутое с правительством Мэй соглашение оптимальным и не проявляют интереса в его пересмотре. Со стороны Лондона также не поступало сколько-либо внятных предложений. Тем не менее 12 марта Тереза Мэй обещает внести на голосование новый вариант сделки по Brexit. Скорее всего, в основе своей это будет тот же самый текст, уже отвергнутый парламентариями, с незначительными «косметическими» правками. Тереза Мэй в очередной раз применит свою излюбленную тактику брать политических оппонентов измором. До сего момента эта тактика ее не подводила и позволяла, преодолевая сопротивление, продавливать нужные правительству решения. В условиях, когда до часа Х остаются считаные дни, премьер-министр попытается сыграть на нервах депутатов и все-таки провести непопулярный документ через парламент. Действительно, главный страх в британском обществе сейчас — это неконтролируемый жесткий Brexit. И по мере приближения даты 29 марта панические настроения будут только нарастать — в СМИ уже появились сообщения о том, что британцы скупают предметы первой необходимости на случай неблагоприятного развития событий. В условиях возрастающего психологического давления нельзя исключать, что большинство депутатов все-таки дрогнет и проголосует за предлагаемую Мэй сделку как меньшее из зол.
Увы, далеко не факт, что парламентарии поддадутся этой психологической уловке. В случае очередного провала предложенной правительством сделки палате общин придется голосовать по вопросу о согласии на неконтролируемый жесткий Brexit, и исход этого голосования выглядит вполне предсказуемым. Тогда наиболее вероятным становится сценарий отложенного Brexit и главным вопросом — на какой срок будет эта отсрочка.
Наиболее вероятной считается двухмесячная отсрочка, но обсуждается и более радикальный вариант — 21 месяц, до 2021 года. В любом случае, если со стороны Лондона последует просьба об отсрочке, Брюссель, скорее всего, пойдет навстречу. Отсрочка выгодна ЕС как по экономическим (подольше удержать важного донора европейского бюджета), так и по идеологическим причинам, демонстрируя, насколько долгим, муторным и затратным является процесс выхода из союза.
По поводу возможной отсрочки в Европе раздаются и скептические голоса. В первую очередь это связано с тем, что результаты такого шага неочевидны, поскольку перспективы заключения какой-то сделки по Brexit остаются туманными. Ни у Европы, ни у Британии по-прежнему нет плана выхода из сложившейся тупиковой ситуации, который мог бы стать предметом для обсуждения и придавал отсрочке смысл. В противном случае эта отсрочка превращается просто в растягивание неопределенности во времени.
Впрочем, в условиях отсутствия какого-либо плана эта неопределенность в итоге и может оказаться спасательным кругом, открывая возможность для появления новых и неожиданных альтернатив. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и возможность проведения повторного референдума по Brexit, который в итоге может и вовсе снять вопрос о выходе Британии из ЕС с повестки дня.
Всеволод Шимов, «Рэспублiка»