Названы лучшие спектакли года в Беларуси

Пятый год подряд интернет-проект «Театральная Беларусь» проводит опрос критиков, журналистов, блогеров с целью определить лучшие спектакли года. Сейчас подведены итоги и опубликованы результаты работы театров в 2018 году.

Как составлялся рейтинг

При фактическом отсутствии широкого общения, научных и профессиональных встреч театральной общественности Беларуси такая работа энтузиастов очень ценная. К кураторам проекта Елене Мальчевской, Алексею Стрельникову присоединилась Ксения Дубовская. Все трое молодых критиков хорошо известны в театральном мире и находятся в центре театрального процесса. В качестве экспертов они выбрали двадцать шесть человек из числа тех, кто постоянно все смотрит и пишет. Среди них в работе участвует и ваш покорный слуга.

Стоит ли говорить о том, что все эксперты различаются по возрасту, вкусам, профессионализму и взглядам на перспективное развитие белорусского театра? Это понятно. Сложнее другое — не у всех одинаковая возможность видеть все лучшие спектакли года, особенно в театрах, находящихся за пределами столицы. Командировки для критиков сегодня практически отсутствуют.

Стремясь к максимальной справедливости, кураторы проекта предложили всем театрам выдвинуть для этого своеобразного соревнования свои лучшие спектакли. Таким же путем шло определение победителей для Нацпремии. Разумеется, нельзя интернет-проект «Театральная Беларусь» приравнивать к Национальной театральной премии Республики Беларусь; но истина будет там, где совпадут вкусы, приоритеты, убежденность тех и других. Отмечу здесь еще один момент. При присуждении Нацпремии решающую роль играло официальное признание от Министерства культуры. При определении рейтинга лучших из лучших — неофициальное мнение от вольного содружества критиков.

У содружества в опросе есть и вообще две очень субъективные номинации. Надо определить, кого можно назвать героем года и чей текст о театре является самым лучшим. Здесь субъективизм экспертов явился самым непредсказуемым. Но сначала спектакли.

Топ-10 лучших спектаклей Беларуси

  1. «Сестры Грайи». Минский областной театр кукол «Батлейка»
  2. «С училища». Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн»
  3. «Человек из Подольска». Белорусский государственный молодежный театр
  4. «Паляванне на сябе». Республиканский театр белорусской драматургии
  5. «Радзіва Прудок». Национальный академический театр им. Янки Купалы
  6. «Рэвізор». Национальный академический театр им. Янки Купалы
  7. «Крестовыйпоходдетей». Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн»
  8. «OEDIPUS («Эдип»)». Гомельский городской молодежный театр
  9. «Недалеко от нормы». Театр Геннадия Гладкова «Территория мюзикла»
  10. «Богема». Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь

В общий рейтинг вошли 34 спектакля. Из них 3 зарубежных, 9 региональных, 11 постановок частных и проектных театров страны. Всего 23. Остальные 11 спектаклей представляли государственные стационарные театры.

В результате бесстрастного опроса определилась лучшая десятка, что вызывает не только несогласие, но и, возможно, неточности в определении приоритетов. В первой десятке лучших по итогам мощное произведение Национального академического Большого театра оперы и балета «Богема» оказалась на последнем месте, уступив весьма скромным, малоизвестным публике проектам Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» «Крестовыйпоходдетей» (это не опечатка, а необъяснимая выдумка режиссера Дивакова) и Гомельского городского молодежного театра «Эдип». Нельзя сравнивать возможности создателей спектаклей и количество посмотревших их зрителей.

Театры из областей вообще не могли никого победить по причине того, что только редкие критики (в основном одни и те же) могли видеть их спектакли. Я, например, счастлива, что «Сестры Грайи» в постановке Евгения Корняга попали на первое место. Но если бы этот спектакль театра кукол из Молодечно не привозили в Минск и не показывали много раз, эта прекрасная работа никому не была бы известна. А как и где можно даже самым активным критикам увидеть «Историю Хармса» Белорусского свободного театра или «11 апреля» Лаборатории социального театра ECLAB?

В десятку лучших вошли два спектакля театра им. Янки Купалы «Ревизор» и «Радзіва Прудок», по одному из Молодежного – «Человек из Подольска», из РТБД — «Охота на себя». Вместе с «Богемой» это действительно лучшие работы театрального года. Их знают, о них пишут. У них огромная зрительская аудитория. Остальные четыре спектакля: «С училища», «Крестовыйпоходдетей», «Эдип», «Недалеко от нормы» очень основательно от них отстают.

 

Театральный герой года

Традиционно у респондентов спросили о том, кого бы они назвали героем года (можно было назвать любую личность, связанную с театром). Чаще всего — 7 раз — среди ответов встречалось имя режиссера Юры Дивакова.

1039274787

Юра Диваков получил приз за Лучшую режиссерскую работу за спектакль Плих и Плюх, поставленный в Гомельском театре кукол.

Конечно, очень приятно оказаться «человеком года».

Да, Юра Диваков формирует конкурентный ландшафт белорусского театра, чего не скажешь о его театральном языке и актуальности тем. Именно последнее вызывает споры и сомнения, неоднозначное желание театра идти по такому пути.

Помимо Дивакова, эксперты неоднократно выдвигали в «герои года» и директора Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» Анжелику Крашевскую. Так же упоминали директора Гомельского городского молодежного театра Елену Мостовенко, режиссеров Евгения Корняга, Стаса Жиркова и Валентину Мороз, критика и куратора программы «Belarus Open» Международного форума театрального искусства «ТЕАРТ» Людмилу Громыко. Отдельно были упомянуты Саулюс Варнас и Александр Марченко, отъезд которых из страны «не внушает оптимизма».

Говоря о количестве упоминаний того или иного спектакля или конкретной личности, нельзя приравнивать упоминание в Фейсбуке или блоге к публикации в печатных изданиях. Первые — популярные и ни от кого не зависимы. Вторые — выражают преимущественно официальную точку зрения и очень редко пускают на свои страницы материалы о театре.

Пусть расцветают все цветы

Появилась в опросе новая номинация — текст года, где эксперты назвали самые запомнившиеся материалы СМИ и книги о театре. Так, например, трое из опрошенных назвали тексты редактора отдела газеты «Культура» Надежды Бунцевич. Еще трое отметили публикации Тани Артимович в различных СМИ и на Фейсбуке. Кроме того, вспомнили и проблемные публикации, например, посвященные конфликтным ситуациям в Новом драматическом театре — газета «Культура» (Анастасия Панкратова) и интернет-журнал о театре «Культпросвет».

Еще одним запомнившимся проблемным текстом стало интервью актера Павла Харланчука газете «Комсомольская правда в Беларуси». Эксперты также выделили телеграм-канал Алексея Стрельникова; Фейсбук Ксении Дубовской; отдельные публикации Людмилы Громыко, Юлианы Ширмы. Самой запомнившейся книгой стал сборник документов «Театр революционной сатиры в Витебске», выпущенный Государственным архивом Витебской области.

Очень хотелось бы познакомиться с последним. Да где ты этот текст года найдешь? И кто его прочитает, кроме специалистов? Между тем тексты Надежды Бунцевич в «Культуре» действительно формируют общественное мнение, как и тексты неупомянутого Валентина Пепеляева в «СБ. Беларусь сегодня».

Конечно, интернет-проект «Театральная Беларусь» делает доброе дело на абсолютном энтузиазме и когда-нибудь в будущем тоже станет «текстом года». А пока пусть как в давнем китайском месседже: «Пусть расцветают все цветы». Только бы не было дезинформации и звездная болезнь не коснулась тех, кому еще трудиться и трудиться.

Татьяна Орлова, Sputnik