Пятый год подряд интернет-проект «Театральная Беларусь» проводит опрос критиков, журналистов, блогеров с целью определить лучшие спектакли года. Сейчас подведены итоги и опубликованы результаты работы театров в 2018 году.
Как составлялся рейтинг
При фактическом отсутствии широкого общения, научных и профессиональных встреч театральной общественности Беларуси такая работа энтузиастов очень ценная. К кураторам проекта Елене Мальчевской, Алексею Стрельникову присоединилась Ксения Дубовская. Все трое молодых критиков хорошо известны в театральном мире и находятся в центре театрального процесса. В качестве экспертов они выбрали двадцать шесть человек из числа тех, кто постоянно все смотрит и пишет. Среди них в работе участвует и ваш покорный слуга.
Стоит ли говорить о том, что все эксперты различаются по возрасту, вкусам, профессионализму и взглядам на перспективное развитие белорусского театра? Это понятно. Сложнее другое — не у всех одинаковая возможность видеть все лучшие спектакли года, особенно в театрах, находящихся за пределами столицы. Командировки для критиков сегодня практически отсутствуют.
Стремясь к максимальной справедливости, кураторы проекта предложили всем театрам выдвинуть для этого своеобразного соревнования свои лучшие спектакли. Таким же путем шло определение победителей для Нацпремии. Разумеется, нельзя интернет-проект «Театральная Беларусь» приравнивать к Национальной театральной премии Республики Беларусь; но истина будет там, где совпадут вкусы, приоритеты, убежденность тех и других. Отмечу здесь еще один момент. При присуждении Нацпремии решающую роль играло официальное признание от Министерства культуры. При определении рейтинга лучших из лучших — неофициальное мнение от вольного содружества критиков.
У содружества в опросе есть и вообще две очень субъективные номинации. Надо определить, кого можно назвать героем года и чей текст о театре является самым лучшим. Здесь субъективизм экспертов явился самым непредсказуемым. Но сначала спектакли.
Топ-10 лучших спектаклей Беларуси
- «Сестры Грайи». Минский областной театр кукол «Батлейка»
- «С училища». Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн»
- «Человек из Подольска». Белорусский государственный молодежный театр
- «Паляванне на сябе». Республиканский театр белорусской драматургии
- «Радзіва Прудок». Национальный академический театр им. Янки Купалы
- «Рэвізор». Национальный академический театр им. Янки Купалы
- «Крестовыйпоходдетей». Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн»
- «OEDIPUS («Эдип»)». Гомельский городской молодежный театр
- «Недалеко от нормы». Театр Геннадия Гладкова «Территория мюзикла»
- «Богема». Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
В общий рейтинг вошли 34 спектакля. Из них 3 зарубежных, 9 региональных, 11 постановок частных и проектных театров страны. Всего 23. Остальные 11 спектаклей представляли государственные стационарные театры.
В результате бесстрастного опроса определилась лучшая десятка, что вызывает не только несогласие, но и, возможно, неточности в определении приоритетов. В первой десятке лучших по итогам мощное произведение Национального академического Большого театра оперы и балета «Богема» оказалась на последнем месте, уступив весьма скромным, малоизвестным публике проектам Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» «Крестовыйпоходдетей» (это не опечатка, а необъяснимая выдумка режиссера Дивакова) и Гомельского городского молодежного театра «Эдип». Нельзя сравнивать возможности создателей спектаклей и количество посмотревших их зрителей.
Театры из областей вообще не могли никого победить по причине того, что только редкие критики (в основном одни и те же) могли видеть их спектакли. Я, например, счастлива, что «Сестры Грайи» в постановке Евгения Корняга попали на первое место. Но если бы этот спектакль театра кукол из Молодечно не привозили в Минск и не показывали много раз, эта прекрасная работа никому не была бы известна. А как и где можно даже самым активным критикам увидеть «Историю Хармса» Белорусского свободного театра или «11 апреля» Лаборатории социального театра ECLAB?
В десятку лучших вошли два спектакля театра им. Янки Купалы «Ревизор» и «Радзіва Прудок», по одному из Молодежного – «Человек из Подольска», из РТБД — «Охота на себя». Вместе с «Богемой» это действительно лучшие работы театрального года. Их знают, о них пишут. У них огромная зрительская аудитория. Остальные четыре спектакля: «С училища», «Крестовыйпоходдетей», «Эдип», «Недалеко от нормы» очень основательно от них отстают.
Театральный герой года
Традиционно у респондентов спросили о том, кого бы они назвали героем года (можно было назвать любую личность, связанную с театром). Чаще всего — 7 раз — среди ответов встречалось имя режиссера Юры Дивакова.
Юра Диваков получил приз за Лучшую режиссерскую работу за спектакль Плих и Плюх, поставленный в Гомельском театре кукол.
Конечно, очень приятно оказаться «человеком года».
Да, Юра Диваков формирует конкурентный ландшафт белорусского театра, чего не скажешь о его театральном языке и актуальности тем. Именно последнее вызывает споры и сомнения, неоднозначное желание театра идти по такому пути.
Помимо Дивакова, эксперты неоднократно выдвигали в «герои года» и директора Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» Анжелику Крашевскую. Так же упоминали директора Гомельского городского молодежного театра Елену Мостовенко, режиссеров Евгения Корняга, Стаса Жиркова и Валентину Мороз, критика и куратора программы «Belarus Open» Международного форума театрального искусства «ТЕАРТ» Людмилу Громыко. Отдельно были упомянуты Саулюс Варнас и Александр Марченко, отъезд которых из страны «не внушает оптимизма».
Говоря о количестве упоминаний того или иного спектакля или конкретной личности, нельзя приравнивать упоминание в Фейсбуке или блоге к публикации в печатных изданиях. Первые — популярные и ни от кого не зависимы. Вторые — выражают преимущественно официальную точку зрения и очень редко пускают на свои страницы материалы о театре.
Пусть расцветают все цветы
Появилась в опросе новая номинация — текст года, где эксперты назвали самые запомнившиеся материалы СМИ и книги о театре. Так, например, трое из опрошенных назвали тексты редактора отдела газеты «Культура» Надежды Бунцевич. Еще трое отметили публикации Тани Артимович в различных СМИ и на Фейсбуке. Кроме того, вспомнили и проблемные публикации, например, посвященные конфликтным ситуациям в Новом драматическом театре — газета «Культура» (Анастасия Панкратова) и интернет-журнал о театре «Культпросвет».
Еще одним запомнившимся проблемным текстом стало интервью актера Павла Харланчука газете «Комсомольская правда в Беларуси». Эксперты также выделили телеграм-канал Алексея Стрельникова; Фейсбук Ксении Дубовской; отдельные публикации Людмилы Громыко, Юлианы Ширмы. Самой запомнившейся книгой стал сборник документов «Театр революционной сатиры в Витебске», выпущенный Государственным архивом Витебской области.
Очень хотелось бы познакомиться с последним. Да где ты этот текст года найдешь? И кто его прочитает, кроме специалистов? Между тем тексты Надежды Бунцевич в «Культуре» действительно формируют общественное мнение, как и тексты неупомянутого Валентина Пепеляева в «СБ. Беларусь сегодня».
Конечно, интернет-проект «Театральная Беларусь» делает доброе дело на абсолютном энтузиазме и когда-нибудь в будущем тоже станет «текстом года». А пока пусть как в давнем китайском месседже: «Пусть расцветают все цветы». Только бы не было дезинформации и звездная болезнь не коснулась тех, кому еще трудиться и трудиться.
Татьяна Орлова, Sputnik