Все пропало! Национально озабоченная белорусская публика впала в очередной ступор. Во время «Большого разговора» с представителями СМИ, общественности и экспертами Президент страны в категорической форме отверг предложение предоставить минский стадион «Динамо» для празднования 101-й годовщины Белорусской Народной Республики (БНР).
Эйфория прошлого года
Понятно, что организаторы празднования «БНР-101» чрезмерно воодушевились прошлогодним опытом, когда столичная власть отнеслась к 100-летию БНР с невиданной ранее лояльностью и предоставила для юбилейного концерта-митинга площадку у Оперного театра.
Праздник тот удался. Концерт продолжался около пяти часов. Организаторы мероприятия заявили о 50 тысяч участников, хотя, по данным правоохранительных органов, на площадке перед Оперным театром одномоментно может уместиться от силы 5-7 тысяч человек.
Но не будем придираться к организаторам прошлогоднего юбилея. Эйфория политического действа частенько оставляет в стороне способность к адекватным оценкам. Тут важнее отметить, что в ходе подготовки и проведения прошлогодних торжеств и власть, и общественный оргкомитет продемонстрировали ответственность перед законом и людьми и уважение друг к другу. Юбилей прошел без эксцессов, и впервые за четверть века день провозглашения Белорусской Народной Республики стал не днем противостояния оппозиции и власти (одиозный «День Воли»), а именно праздником.
Игры Европейский и игры политические
Организационный комитет «БНР-101», состоящий из тех же людей, что готовили и проводили мероприятия «БНР-100», почему-то восприняли прошлогоднюю лояльность власти как проявление ее слабости. Они посчитали, что теперь им все будет дозволено, и потребовали предоставить для празднования 25 марта 2019 года главную спортивную арену страны – стадион «Динамо».
Александр Лукашенко ясно им объяснил: ребята, такой футбол нам не нужен:
– Этого не будет. Говорю вам откровенно. И это слышат те, кто будет принимать решение. Когда-то (я еще депутатом был) у нас ставили вопрос: «Почему в Беларуси нет места, где можно свободно собраться и поговорить?» Потом я стал президентом и подумал: почему бы не иметь такую территорию, но только чтобы мы никому не мешали, чтобы это не было в центре города? Определили площадь Бангалор. Мы даже помогали оппозиции, когда она собиралась там: ставили рамки, чтобы какой-нибудь негодяй не принес туда какую-то взрывчатку и даже петарду не взорвали. Собирайтесь, пожалуйста, и проводите. Но зачем вы лезете на стадион «Динамо»? Это личное оскорбление для меня. Вы знаете, сколько я вложил труда в его реконструкцию, собирая по крохам деньги, нажимая на предпринимателей, выделяя бюджеты? Построили его к Европейским играм, хотим там всему миру продемонстрировать Беларусь, а вы уже на этот стадион «Динамо» рветесь. Не тратьте нервы, не идите на конфронтацию.
Трудно не согласиться с главой государства, который сказал очевидную, в общем-то, вещь: реконструкция минского стадиона «Динамо» проведена специально к открытию II Европейских игр, которые наша страна готовится принять 21-30 июня 2019 года.
Мероприятие это куда масштабнее самых грандиозных задумок оппозиционного Оргкомитета «БНР-101». Летом в Минск приедут более 4000 спортсменов из 50 стран, соревнования пройдут по 23 дисциплинам в 15 видах спорта. Понятно, что увидеть такое зрелище захотят сотни тысяч отечественных и зарубежных любителей спорта.
Центром Европейских игр станет стадион «Динамо».
И как же надо не любить свою страну, не уважать ее независимость, чтобы за три месяца до открытия Игр планировать проведение на этом стадионе политического игрища!
Оппозиционные господа совершенно не думают ни о состоянии стадиона, ни о престиже страны, ни о безопасности людей, которых собирались позвать на политический митинг-концерт в закрытое пространство спортивного сооружения.
И не стыдно «борцам за независимость»?
Трагическая судьба стадионов
Не стоит забывать, что футбольные стадионы отнюдь не гарантируют своим посетителям полную безопасность даже при проведении профильных спортивных соревнований. Они в принципе место «взрывоопасное», если учесть всегда присутствующий здесь накал людских страстей.
Первая известная миру трагедия на стадионе датирована еще 5 апреля 1902 года, когда во время матча между сборными Шотландии и Англии на стадионе «Айброкс Парк» в Глазго рухнула трибуна. Погибло 25 человек, 517 было ранено.
Самая грандиозная трагедия произошла 24 мая 1964 года на Национальном стадионе в Лиме, когда в давке и столкновениях с полицией во время матча олимпийских сборных Перу и Аргентины на трибунах погибло 318 человек, более 500 было ранено.
Советский футбол самую большую трагедию пережил 20 октября 1982 года, когда на последних минутах матча Кубка УЕФА между московским «Спартаком» и голландским «Хаарлемом» на выходе со стадиона «Лужники» в давке погибло 66 человек.
А результатом грандиозной драки между английскими и итальянскими болельщиками на брюссельском стадионе «Эйзель» во время финального матча Кубка европейских чемпионов 29 мая 1985 года стала гибель 39 и ранее более 500 человек.
Неужели этой далеко неполной статистики мало, чтобы навсегда отказаться от проведения на спортивных аренах каких-либо массовых политических акций?
Кстати будет сказано, что история знает некоторые примеры использования стадионов в сугубо политических целях. И это, как правило, нехорошая память.
Например, Адольф Гитлер, начиная с 1933 года, регулярно использовал городской стадион Нюрнберга «Франкенштадион» для проведения в дни съездов нацистской партии специального слета фашистской молодежи – так называемого «Дня Гитлерюгенда».
Или другой пример – стадион «Насьональ де Чили» в Сантьяго. С 11 сентября до 7 ноября 1973 года он использовался генералом Аугусто Пиночетом в качестве концентрационного лагеря для 40 тысяч задержанных противников установления в стране военной диктатуры (на фото). На трибунах и футбольном поле стадиона держали арестованных мужчин, а женщин – в раздевалках плавательного бассейна.
Господа! Давайте оставим стадионы для спортсменов и болельщиков. А по поводу политических митингов и политических концертов обращайтесь, как вам и посоветовал Александр Лукашенко, в горисполком – вам обязательно будет предоставлено некое публичное место для празднования 101-й годовщины БНР.
Никита ПАЛЕЦКИЙ