«Покой им только снится»

По всей видимости, общественности необходимо приготовиться к затяжным переговорам, однако это вовсе не является исключением из общей практики белорусско-российского сотрудничества.

Журналисты подсчитали, что только в 2018 году Александр Лукашенко приезжал в Россию восемь раз, из них четыре раза ― на переговоры с Владимиром Путиным, дважды ― с целью участия в саммитах ЕАЭС и дважды неформально – на матчи чемпионата мира по футболу.

Всего в 2000-2018 году Лукашенко посещал Российскую Федерацию 98 раз (то есть в среднем 5-6 раз в год), количество визитов Владимира Путина в Беларусь также измеряется двузначными числами.

Уже неоднократно указывалось, что подобная динамика контактов на высшем уровне обусловлена, с одной стороны, беспрецедентным уровнем военно-политического и торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, а с другой ― наличием многочисленных сложностей, которые объективно возникают из столь близкого союза.

Многомиллиардный товарооборот между Беларусью и Россией, который в 2018 году вырос на 10%, порождает естественные отношения конкуренции, которую за 25 лет взаимодействия стороны так и не научились преодолевать за счет создания совместной производственной кооперации.

Очередная неприятная история случилась незадолго до встречи глав государств, когда во время посещения правительственной делегацией РФ Щербинского лифтостроительного завода премьер–министру Дмитрию Медведеву рассказали о конкуренции с белорусским предприятием «Могилевлифтмаш», которое получает серьезную государственную поддержку.

В результате Медведев заявил о намерении «разобраться с демпингом», а это значит, что очередные «шероховатости» могут возникнуть в белорусско-российских отношениях уже в ближайшее время, если, конечно, этот вопрос не обсуждался в ходе нынешней встречи. Вот так на радость оппонентам сближения братских государств постсоветского пространства (а флагманом интеграционного движения является белорусско-российский союз) «молочные», «газовые» и «нефтяные» войны могут дополниться еще и «лифтовой» разборкой.

Впрочем, по всей видимости, это перманентный процесс, который, однако, при всей усталости публики от подобных новостей, в целом не может повлиять на общий курс интеграционного движения.

Очевидно, что ни Россия, ни Беларусь от идеи сближения не откажутся, однако темпы интеграции существенно замедляются, а качество этих процессов могло быть гораздо лучше.

Вместе с тем только за последнюю неделю стороны подписали соглашение о взаимодействии национальных платежных систем «Белкарт» и «Мир» (взаимный прием банковских карт начнется уже в этом году), а Госдума РФ ратифицировала соглашение с Беларусью о продлении режима безвизового въезда для иностранцев – обладателей Fan ID ЧМ по футболу 2018 года.

Возвращаясь к трехдневным переговорам Александра Лукашенко и Владимира Путина, можно сказать, что их общение было разбито на три блока: экономика, международная безопасность и социальная сфера. И если в экономической сфере камнем преткновения по-прежнему остается «налоговый маневр», где очевидно, что на позицию президента РФ пытаются повлиять российские «сырьевики» и представители либерального экономического блока российского правительства, то в сфере международной безопасности для Беларуси все складывается достаточно удачно.

За счет близких отношений с Российской Федерацией наша страна получает доступ к эксклюзивной информации, инструментам и возможностям, и та же медиация украинского конфликта официальным Минском была воплощена, в том числе, по причине наличия доверия к белорусскому руководству со стороны Кремля.

Так и во время сочинской встречи Александр Лукашенко был приглашен на неформальное чаепитие с участием лидеров Турции и Ирана, где обсуждались вопросы урегулирования сирийского кризиса, включая тему восстановления Сирийской Арабской Республики (САР).

Не секрет, что официальный Минск, хотя и не участвовал в военной операции в Сирии, но все эти годы сохранял тесные контакты с Дамаском, оказывал Сирии дипломатическую поддержку и предоставлял гуманитарную помощь, включая оздоровление детей, пострадавших от боевых действий.

Белорусы уже не раз заявляли о своих планах участия в реставрации сирийской экономики, модернизации инфраструктуры, поэтому включение в совместные проекты с Турцией, Россией и Ираном выглядит как нельзя кстати.

Также вовремя пришлись эти переговоры в фокусе подготовки визита белорусского президента в Тегеран, где у Минска есть серьезные интересы в части нефтедобычи и импорта сырой нефти.

Таким образом, за счет союза с РФ возрастает геополитическая роль Беларуси, и наша страна достаточно успешно использует эти возможности.

В целом, сфера безопасности, военного сотрудничества и взаимодействия на международной арене у Москвы и Минска в большей степени синхронизирована в сравнении с вопросами экономики, хотя и здесь порой возникают нюансы.

Между тем давний характер деловых отношений между Лукашенко и Путиным с учетом персонифицированной президентской системы двух государств всегда оставляет надежду на достижение компромисса по любым проблемам.

Sputnik.by