Ломать сложившуюся систему образования в Беларуси нельзя, но совершенствовать ее необходимо. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 1 февраля, заслушивая доклад о перспективах развития национальной системы образования.
«К вопросам образования мы обращаемся постоянно. Я просто хочу прежде всего сам убедиться, насколько реализуются наши решения в сфере образования. Если есть необходимость, подтолкнуть те реформы, которые идут. Хотя реформами мы никогда не занимались и заниматься в образовании не будем. Мы должны совершенствовать то, что имеем сегодня, и то, что получили вчера. Ломать ничего нельзя», — подчеркнул Александр Лукашенко.
В то же время Президент не исключил, что при совершенствовании системы образования в школах и вузах придется отказаться от некоторых аспектов. «Если мы понимаем, что от этого надо отказаться, это надо делать решительно. Самое главное в образовании, да и вообще (в экономике и других вопросах) — когда мы знаем, что надо делать, но из-за нашего махрового бюрократизма начинаем затягивать эти процессы. Тогда проходит время, и мы видим: то, что надо было делать вчера, уже неприемлемо для сегодняшнего и тем более завтрашнего дня. Получается, этап непройденный, и мы хватаемся за передовое, а под этим передовым нет фундамента, — заметил Глава государства. — Поэтому все надо делать постепенно, как говорят в народе, плавно. И двигаться от меньшего к большему, от простого к сложному. Так, мы договорились, будем действовать в образовании».
В связи с этим, напомнил Александр Лукашенко, он поручал усилить практико-ориентированную подготовку, сократить сроки обучения в вузах по многим дисциплинам, обновить учебные программы и учебники.
«Мы договорились о том, что, начиная со школьных программ и заканчивая вузовскими, где только возможно, поменяем эти программы, уберем все лишнее, оставим нужное. И критерием здесь будет наша жизнь, действительность, которая будет требовать от будущего специалиста тех или иных навыков, тех или иных знаний», — сказал Президент.
Глава государства обратил внимание, что ему приходится каждый день сталкиваться со школьными программами, поэтому он видит все недочеты. «Похоже, математиков одних только готовим. Давайте говорить откровенно, не хочу быть ретроградом: нам, наверное, меньше всего в стране нужно математиков. Понятия в математике (у школьников. — Прим.) должны быть, потому что мы в жизни всегда сталкиваемся с математикой. Но в великих математиках потребность меньше всего», — констатировал он.
Кроме того, убежден Александр Лукашенко, великих математиков много быть в принципе не может. Это, по его мнению, редкость. «А мы под эту редкость начинаем косить. В школе математику начинаем преподавать так, что отпугиваем детей от этой математики, от учебы, — заметил Президент. — Я не хочу, чтобы математики обиделись на мои рассуждения, я ничего плохого о них не сказал. Но еще раз повторяю: математик — это редкость. Давайте готовить математиков где-то на факультативе, но в основном — в вузе. А мы начинаем университетские программы перебрасывать в школу. Зачем вы это делаете?»
Он добавил, что есть и другие предметы, программы по которым выстроены неправильно. В пример Глава государства привел биологию, на которой чуть ли не половину учебного года могут подробно изучать червей. Хотя, если школьник не собирается становиться биологом, эти знания в жизни ему просто не пригодятся.
Александр Лукашенко рассказал и о своем отношении к учебникам, подчеркнув, что их также необходимо обновлять в соответствии с новыми программами. «Учебники — это икона, это святое. Я как педагог по образованию отношусь к учебнику, как к иконе, даже в современной жизни, когда книга не стала потребной, насущной для людей: интернет и прочее… Одно другое, правда, не исключает. Но для меня книга как была иконой, так и осталась. А учебник на порядок выше, чем обычная книга, даже самая ценная, — Президент. — И нам с этих позиций надо было подойти к учебникам, прежде всего в школе».
Касаясь учебных программ, Александр Лукашенко также поставил задачу расширять трудовую подготовку в школах. По его мнению, трудовое обучение в старших классах не только позволяет школьникам приобрести профессиональные навыки, но готовит их к жизненным, бытовым ситуациям. Нынешнее же поколение с ними едва справляется, считает Президент.
«Вы посмотрите на наших ребят. Я не знаю, как они женятся. Почему их жены выгоняют из дома и семьи рушатся? Да потому что ничего делать не умеют! Он лампочку не может в люстру завернуть, элементарно починить чайник или кофеварку. Он не может понять, почему она не работает. Не знает, что такое рубанок, фуганок, стамеска, долото, молоток, топор и как работать ими, — отметил Глава государства. — Это же нас научили в школе. Почему же мы на это «забили» и так относимся к детям? Почему девчонка не знает, как поджарить яичницу, не может пришить пуговицу?»
Есть проблемы и с физическим воспитанием в школах, обратил внимание Александр Лукашенко. Он подчеркнул, что детям надо прививать здоровый образ жизни, обучать их различным видам спорта. Президент вспомнил, как в его школьные годы учителя относились к урокам физвоспитания: «Не дай бог ты не пришел и не освоил программу по лыжной подготовке, по игровым видам спорта, по легкой атлетике. Куда это делось?»
«Система белорусского образования очень востребована. По-моему, 108 стран обучаются в Беларуси, около 25 тысяч человек. Это здорово, — отметил он. — А нам надо столько выпустить из вузов студентов, сколько нужно для нашей экономики и жизни».
Александр Лукашенко предупредил, что вопрос экспорта образовательных услуг держит всегда на контроле. Он рассказал о недавнем запросе на обучение зарубежных студентов в Гродно, белорусской стороне были готовы заплатить хорошие деньги. Однако вопрос застопорился: не хватало общежитий, чтобы разместить иностранных студентов. «Уже начали строить», — обратил внимание Президент.
Отдельно Глава государства остановился на особенностях обучения в бакалавриате и магистратуре. По его мнению, студент должен уходить из вуза уже полностью подготовленным специалистом, а не просто обладающим первоначальными знаниями и навыками. В магистратуру же, подчеркнул Александр Лукашенко, должны идти только те, кто планирует заниматься наукой или преподавательской деятельность, а не поступающие ради «корочки». «Я категорически запрещаю подобным образом строить систему образования. У нас есть нормальная система образования: человек окончил вуз, получил высшее образование — иди и работай. Я не против магистратуры, но туда должны идти самые способные и желающие дальше получать образование, заниматься наукой и преподаванием. И у нас такая традиция с советских времен, а может, еще и досоветских. И это хорошо. Как обстоят дела здесь? Я поручал проверить. Выполнено ли мое поручение?» — спросил Президент.
Если дело в зарплате педагогов, которая зависит от количества часов, то, по мнению Главы государства, необходимо просто увеличить им зарплату. «Пусть будет меньше часов, ставок, но деньги оставим те же, еще добавим. Но преподаватель не должен все время ходить за студентами. Половину рабочего дня он должен преподавать, а половину — заниматься самообразованием. В противном случае, какой он преподаватель», — считает Александр Лукашенко.
Что касается зарплат учителей, то, по его мнению, их уже вывели на приемлемый уровень, остальное в руках самих педагогов. «Школа имеет возможность доплатить. Учитель у нас уже за Br900 ( 450 у.е. – Прим.) получает в среднем. Может, где-то надо молодежь поддержать, может, еще что-то. Смотрите, чтобы вы дошлифовали зарплату. Нельзя учителя обижать — это наша опора и основа. Без учителя ничего быть не может — ни сегодняшнего дня, ни завтрашнего», — заявил белорусский лидер.
Виктория Трикало