В преддверие грядущих президентских выборов и ожидаемого «парада кандидатов» показалось полезным вспомнить о персонажах предыдущих электоральных кампаний и о том, как сложилась их дальнейшая судьба.
Шестой заход
Между прочим, предстоящая президентская кампания будет уже шестой по счету в достаточно короткой истории самостоятельной Беларуси.
В ходе пяти предыдущих избирательных марафонов (1994, 2001, 2006, 2010 и 2015 годы) 22 гражданина Республики Беларусь удостаивались высокого звания «кандидат в президенты».
Один из них получал этот статус во всех пяти избирательных кампаниях. Еще один (подскажу: это был Сергей Гайдукевич) был кандидатом в президенты на трех выборах.
Если сложить мандаты всех претендентов, включая тех, кто был кандидатом не единожды, то на пяти прошедших выборах Беларусь суммарно имела 28 кандидатов в президенты – почти по 6 человек в каждой кампании, что не позволяет отрицать конкурентный характер этого политического мероприятия в нашей стране.
Похоже, примерно такое количество кандидатов (судя по заявлениям отдельных политиков и политических структур) мы получим и на очередных президентских выборах, которые, согласно Конституции, должны состояться не позднее 30 августа 2020 года.
Из граждан, уже ступавших на эту стезю, шансы вновь стать кандидатом в президенты точно имеет действующий глава государства Александр Лукашенко. Двое бывших кандидатов – Александр Дубко и Семен Домаш (единственный, кто снимал свою кандидатуру с президентской гонки, будучи зарегистрированным кандидатом) уже отошли в мир иной. Перспективы здравствующих экс-кандидатов вновь включиться в эту борьбу совсем неочевидны.
Из «бывших» четко о своих президентских амбициях заявил лишь уличный боец оппозиции Николай Статкевич (баллотировался в 2010 году), но он едва ли будет вновь зарегистрирован кандидатом, так как имеет непогашенную судимость.
Не сможет баллотироваться и экс-кандидат 1994 года лидер Консервативно-христианской партии – БНФ и политэмигрант Зенон Позняк, так как более 10 лет не проживает на территории Беларуси.
В избирательном бюллетене может в четвертый раз появиться фамилия «Гайдукевич», но имя этого потенциального кандидата наверняка поменяется – в большую политику рвется сын Сергея Васильевича и его первый заместитель по Либерально-демократической партии Олег Гайдукевич.
Непонятны перспективы единственной в истории Беларуси женщины-кандидата Татьяны Короткевич (баллотировалась в 2015 году). Не факт, что место выдвиженца от общественного объединения «Говори правду» ей уступит другой сопредседатель этой организации Андрей Дмитриев.
Остался из «бывших», пожалуй, только председатель Партии БНФ Григорий Костусев (баллотировался в 2010 году). Но на националистическом фланге белорусской политики сейчас сущая чехарда. Во-первых, не стоит сбрасывать со счетов амбиции первого заместителя председателя партии Алексея Янукевича. Во-вторых, о намерении выдвигать свою кандидатуру заявила депутат Палаты представителей и председатель «Таварыства беларускай мовы» Елена Анисим. Так что не очень уж широкую «делянку» национально-ориентированного электората «топтать» есть кому.
Жизнь после проигранных выборов
Помимо бессменного участника всех избирательных кампаний Александра Лукашенко и ушедших из жизни Александра Дубко и Семена Домаша, еще 19 человек в разные годы получали удостоверения кандидатов в президенты. Все они проигрывали выборы, но судьбы у каждого сложились по-разному.
Из первого «президентского призыва» 1994 года мы уже упоминали Зенона Позняка. После тех выборов он не прожил в Беларуси и двух лет. В марте 1996 года, сославшись на поступившую информацию об угрозе своей жизни, уехал в эмиграцию. В разное время жил в Чехии, Украине, Польше, Великобритании. Получил политическое убежище в США. Сохранил белорусское гражданство, но предпочитает сейчас находиться с семьей в Варшаве. В 1999 году создал из эмиграции и возглавляет до сих пор Консервативно-христианскую партию – БНФ. Из своего эмигрантского «далека» периодически пишет письма на Родину, в которых клеймит «русский империализм» и поучает коллег по оппозиции, как правильно бороться с «кровавым режимом».
Еще трое неупомянутых нами участников той президентской гонки – ныне глубокие пенсионеры. Хотя поствыборная судьба каждого сложилась по-разному.
Экс-премьер правительства Беларуси Вячеслав Кебич, несмотря на то, что был главным конкурентом Александра Лукашенко в 1994 году, был пригрет новой властью и публично признал ее. Сразу после проигранных выборов возглавил Белорусский торгово-финансовый союз и дважды становился депутатом Палаты представителей (1996-2004).
Кандидат от оппозиционных коммунистов Василий Новиков еще три года после проигранных выборов неистово боролся с действующей властью. Был первым заместителем председателя Верховного Совета Беларуси 13-го созыва, пытавшегося провернуть процедуру импичмента президенту. После конституционного референдума 1996 года и роспуска Верховного Совета быстро «сдулся», пошел на поклон к власти. Получил не очень высокие, но достаточно теплые государственные должности – сначала в белорусском посольстве в Кишиневе, затем – в Институте философии Национальной Академии наук.
В отличие от них, Станислав Шушкевич сохранил верность оппозиционным принципам, является последовательным противником действующей власти. Лишь в прошлом году покинул пост председателя Белорусской социал-демократической Громады, уйдя в отставку по возрасту.
Предпочитает спокойную жизнь бурной политике и экс-председатель Федерации профсоюзов Беларуси Владимир Гончарик, бывший основным конкурентом Лукашенко на выборах 2001 года. Лишь изредка он появляется в оппозиционных медиа с критическими оценками положения дел в стране.
Активно участвует в политической жизни Сергей Гайдукевич, баллотировавшийся в 2001, 2006 и 2015 годах. Сейчас он не только председатель Либерально-демократической партии, но и член Совета Республики – верхней палаты национального парламента. Взрастил в политике сына Олега, который почти наверняка станет кандидатом в президенты на грядущих выборах.
«Единый кандидат оппозиции» на выборах 2006 года Александр Милинкевич более десяти лет продолжал активную политическую карьеру. После поражения на выборах создал и зарегистрировал в Министерстве юстиции Движение «За свободу» с очевидно проевропейским политическим дискурсом. Рассматривался как потенциальный кандидат от объединенной оппозиции в 2015 году. Но переговоры о «едином» внутри оппозиционной тусовки завершились провалом, а сам Милинкевич предпочел тогда бороться за пост ректора Европейского государственного университета, которым тоже не стал. После этого ушел на политическую пенсию. Сейчас занимается продвижением негосударственных социо-культурных проектов и предпочитает проводить время в деревне под Гродно.
Его оппозиционный спарринг-партнер на выборах 2006 года Александр Козулин предпочел поначалу более тернистый путь борьбы. Не прошло и недели после выборов, как экс-кандидат организовал и возглавил поход колонны оппозиционно настроенных граждан к Изолятору временного содержания ГУВД Мингорисполкома. Произошли массовые беспорядки и столкновения с милицией. 13 июля 2006 года Козулин был осужден к 5,5 годам лишения свободы. В августе 2008 года был помилован президентом Лукашенко и вышел на свободу. В 2015 году отверг все предложения оппозиции стать «единым кандидатом» и призвал «бойкотировать выборы, которых нет». В настоящее время никакой активной политической деятельности не ведет. Побушевал – и хватит.
Трудно писать о кандидатах 2010 года, потому что было их тогда аж 10 человек. О Лукашенко, Костусеве и Статкевиче мы уже говорили.
Кандидат от кампании «Говори правду» поэт Владимир Некляев после тех выборов был признан одним из организаторов мятежной «Площади», арестован в СИЗО КГБ и осужден с отсрочкой приговора. Три года после выборов активно возглавлял «Говори правду» и рассматривался как ее кандидат на 2015 год. Однако поэт, во-первых, грезил мечтой о «едином кандидате» оппозиции, а переговоры по этому вопросу, как писали, провалились. Во-вторых, он рассорился со своими коллегами по «Говори правду», которые вместо уличной борьбы стали поворачивать организацию к «мирным переменам». Короче, не вынесла душа поэта… 8 апреля 2015 года он сделал публичное заявление о выходе из «всех оппозиционных структур». Слово Некляев не сдержал. Вскоре он объявил о создании собственного Движения «За государственность и независимость», еще чуть позже создал вместе с Николаем Статкевичем «Белорусский национальный конгресс», отличившийся инициированием всех уличных несанкционированных акций оппозиции. Похоже, Некляева вполне устраивает роль «тени» при Статкевиче, которой он в последнее время и является.
Лидер «Европейской Беларуси» Андрей Санников был более жестко наказан за организацию «Площади» и отсидел более года в тюрьме. Был одним из тех, кто написал в конце концов прошение о помиловании Александру Лукашенко, в результате чего 14 апреля 2012 года досрочно освобожден из колонии. Эмигрировал в Лондон, откуда пытается изображать политическую активность и влияние на ситуацию в Беларуси.
Заместитель председателя Объединенной гражданской партии Ярослав Романчук каким-то странным образом избежал ареста после «Площади» 19 декабря 2010 года. Злые языки утверждают, что этим он обязан своему выступлению по Белорусскому телевидению, в котором обвинил других оппозиционных кандидатов в провокациях.
Нежная белорусская оппозиция затравила затем Романчука за то выступление. Он вынужден был выйти из партии и оставить активную политическую деятельность. Однако сейчас уютно себя чувствует в качестве руководителя аналитического Центра «Мизеса», постоянно выступает в качестве экономического эксперта на государственных и оппозиционных дискуссионных площадках.
Очень активен в белорусской оппозиции Виталий Римашевский – сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия». Отсидев в СИЗО КГБ и получив условный срок, он не прекратил борьбу, является и поныне публичным противником действующей власти. Правда, на праймериз от Правоцентристской коалиции для участия в президентских выборах 2020 года выдвигаться не стал, уступив эту возможность другому сопредседателю БХД Павлу Северинцу.
Почти такая же судьба могла быть у еще одного национал-консервативного кандидата в президенты 2010 года Алеся Михалевича. После ареста и выхода под подписку о невыезде политик тайно выехал за границу, где сделал громкое заявление о пытках в СИЗО КГБ. Но «пытали» в Беларуси Михалевича как-то странно.
«Пытки» не помешали ему в сентябре 2015 года вернуться в страну, где он сейчас спокойно проживает, несмотря на то, что в отношении него до сих пор не прекращено уголовное дело о массовых беспорядках после выборов 2010 года.
Возможно, поэтому единственный оставшийся фигурант того дела как-то сник, затерялся. Из оппозиционных структур никуда не выходил, периодически «светится» на акциях и мероприятиях, но лидерский запал исчез.
Совсем неинтересно писать еще о двух кандидатах 2010 года – предпринимателях Викторе Терещенко и Дмитрие Уссе. Первый в последний раз хорошо «засветился» в избирательной кампании 2015 года, когда вновь хотел стать кандидатом в президенты. Но, по данным Центризбиркома, менее 7 тысяч подписей из 130 тысяч сданных им в избирательные комиссии были признаны достоверными. И тут у Терещенко случилось «отравление морковным соком» в одном из минских кафе. Несостоявшийся кандидат оперативно слег в больницу, и больше о нем в белорусской политике ничего не слышно. А у Дмитрия Усса даже «отравления» не было. Человек просто ушел в «тень».
Остался единственный не упомянутый нами кандидат 2015 года Николай Улахович. У основателя «Белорусского казачества» и председателя Белорусской патриотической партии в политическом смысле этого слова все хорошо. В 2016 году он стал депутатом Палаты представителей, где сейчас заседает в комиссии по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также имеет членство в белорусских делегациях в различных межпарламентских организациях и группах.
Вот так пока складываются дела у 22 кандидатов в президенты Республики Беларусь. Посмотрим, кого добавят в этот список выборы 2020 года.
Никита ПАЛЕЦКИЙ