До основанья? А зачем?

Наше время богато на памятные даты: исполнилось по веку двум революциям, затем Советам, вот уже и юбилей образования БССР, очередная дата создания СССР.

elena-avrinskaya-gotovoeНедавно обновилась в памяти зарубка о его развале…  Все эти события происходили под лозунгом «Старый мир разрушим до основанья, а затем…». При этом разрушители забывали, что авторы пролетарского гимна хотели разрушить только «мир насилья», а отнюдь не культурные, экономические, дружеские связи. Однако в эйфории (или в угаре) рушились и рушатся добытые ценности: изменяются алфавиты, к слову сказать, в ущерб образованности новых поколений, запрещаются языки, изживаются вместе нажитые праздники и традиции…Хотя, казалось бы, всем известно, что каждый выученный чужой язык приближает человека к культуре другого народа, обогащает духовно и материально.

В журналистской молодости я была в командировке в Туркмении. В горном ауле в предгорьях Копет-Дага была определена в женскую половину дома, где увидела ткацкий станок – уменьшенную копию белорусских кросен, только без ножек. Потому ткачиха сидела на земляном полу, нажимая поножи – педали в выкопанной траншейке.

Увидев мой интерес, хозяйки жестами пригласили показать умение. С двумя поножами управляться несложно, а по шелку челнок скользил резвее, чем по кужелю. Женщины тем временем послали детей за единственной женщиной в ауле, говорившей по-русски, и мы до полуночи обменивались житейским и ткацким опытом. Наша переводчица тетушка Аксолтан часто прерывала беседу, назидательно внушая подругам, дескать, учите русский язык!

Я вспомнила этот эпизод в 70-й школе Минска, где проходил 5-й международный конкурс преподавателей русского языка и литературы «Хрустальная чернильница», проводимый фондом «Русский мир» и Международным педагогическим клубом при поддержке Министерства образования Беларуси.

Надо сказать, что придуман конкурс педагогом из Киева Александром Кондряковым и впервые был проведен в Одессе в 2014 году.

На следующий год конкурс приняла Минская 70-я школа имени Гуртьева, и ни разу, по словам ее директора Евгении Рудовой, педагоги и ученики не пожалели об этом.

Да и то, почему бы не услышать коллег из России и Италии, Латвии и Узбекистана, Грузии и Словакии, Казахстана и Молдовы. В отборочных турах участвовали еще Швеция, Германия, Сербия, Словения, Армения, Венгрия. В жюри, возглавляемом организатором и автором идеи учителем из Киева Александром Кондряковым, работали победители прошлых конкурсов, среди которых есть и минчане — обладательница «Золотой чернильницы» — преподаватель гимназии № 18 Минска и серебряный призер – педагог 70-й школы. В прошлые годы чаще всего награды получали учителя из Донбасса. Кстати, чернильницы изготовлены тоже мастерами этого региона.

На этот раз первенство завоевал представитель Российской Федерации: золотую «Хрустальную чернильницу» в Нижний Новгород увезла учитель Ирина Нестерова. Серебряный приз уехал в Словакию, Бронзу разделили педагог из белорусских Миор Лариса Лапковская и итальянка Джулия Пруденте, преподающая русский язык в начальной школе Рима. Темой конкурса было творчество Льва Толстого. В следующем году дети и учителя займутся произведениями Гоголя.

Казалось бы, чисто школьное мероприятие, безусловно, обогатившее учащихся, познакомившее педагогов, давшее возможность постичь чужой опыт. Но в то же время – это конкурс, приносящий надежду, дающий понять, что мы хотим не разрушать «до основанья», а сохранить роскошь общения, счастье познания, радость дружбы.

Елена Авринская, «Минск-Новости»