Австрийский бал официального Минска: от лявонихи до венского вальса

Уходящая неделя оказалась достаточно богатой и на иные интересные события и двусторонние встречи. Представляется, что в числе иностранных визитеров высокого уровня, среди которых были украинский бизнесмен и государственный деятель Виктор Медведчук, министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петер Сийярто, министр обороны Турции Хулуси Акар, президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва, определенного внимания заслуживает также приезд в Минск главы внешнеполитического ведомства Австрии г-жи Карин Кнайсль.

Зачем австрийцам Беларусь?

Не будет преувеличением сказать, что Австрийская Республика – это один из основных политических партнеров официального Минска в ЕС, благожелательно настроенный в отношении белорусского государства. Даже в период наибольших разногласий Минска и Брюсселя, в тот момент, когда ЕС пачками вводил дискриминационные меры в отношении нашей страны, между правящими кругами Австрии и Беларуси сохранялся определенный уровень коммуникации, а австрийский бизнес продолжал инвестировать в отечественную экономику.

На сегодняшний день в Беларуси зарегистрированы 86 предприятий с австрийским капиталом, а также работают 20 представительств австрийских компаний. Наиболее известные представители австрийского бизнеса в Беларуси – это Raiffeisenbank, которому принадлежит пакет акций белорусского «Приорбанка», Telecom Austria, страховая компания Wiener Stadtische, строительный концерн STRABAG, а также компания Kapsch, организовавшая систему платных дорог в нашей стране.

При этом история белорусско-австрийского взаимодействия начиналась со скандала, когда в 2002 году чиновники из Вены организовали неформальный визит Александра Лукашенко и группы белорусских руководителей в Австрию за счет средств Национального олимпийского комитета, обойдя таким образом европейские санкции. Именно после 2002 года Беларусь открыла дверь австрийскому капиталу, а Александр Лукашенко однажды признался, что, по его мнению, «Запад как-то расположил свои роли на постсоветском пространстве, и нам досталась такая высокотехнологическая и в чем-то похожая на нас Австрия».

Однако думается, что точка зрения главы государства является несколько белорусоцентричной и дело здесь не столько в некой «белорусской специализации» Австрийской Республики, которая определена этой стране в системе коллективного Запада, а в том, что уже после завершения Второй мировой войны Вена выделялась из общего сонма западноевропейских столиц своей нейтральной позицией, отказалась вступать в НАТО, а австрийские политические и деловые круги не стеснялись до определенной черты сближаться с оппонентами из социалистического лагеря.

Данная линия австрийской дипломатии продолжается и поныне, ведь, несмотря на вынужденное присоединение к западным санкциям, Австрия сохраняет очень тесные отношения с Кремлем, и та же г-жа Кнайсль приобрела широкую публичную известность благодаря приглашению на собственную свадьбу Владимира Путина и танцу с президентом России. Таким образом, политика Вены в отношении Беларуси достаточно объяснима и определяется традиционным австрийской толерантностью к странам, которые объявляются «вне закона» евроатлантическим лагерем. Причем (и это достаточно интересно) в период нахождения Беларуси под санкциями ЕС прямые австрийские инвестиции были выше, чем в последние годы.

Зачем белорусам Австрия?

Зато сейчас у белорусов и австрийцев есть легальная возможность, ни на кого не оглядываясь и не прибегая к разного рода тайным каналам, выстраивать адекватные двусторонние политические соглашения.

Буквально сразу же после снятия санкций ЕС и начала Минского переговорного процесса по урегулированию ситуации на Украине австрийское руководство приняло решение о закрытии посольства в Литве и открытии в Беларуси. Нынешний визит Карин Кнайсль как раз и был приурочен к торжественному открытию нового офиса австрийской дипломатической миссии, которая намерена постепенно расширять свой функционал, включая выдачу виз и координацию торгово-экономических отношений, чем пока занимается посольство Австрии в Москве.

Кроме того, в прошлом году состоялся рабочий визит в Беларусь Федерального президента Австрийской Республики Александра Ван дер Беллена, а в этом году Александра Лукашенко планируют пригласить в Вену, где пройдут переговоры с высшим руководством, включая канцлера Австрийской Республики Себастьяна Курца. Нужно сказать, что 32-летний Курц – одна из основных фигур европейской политики, и на настоящем этапе многие связывают будущее ЕС с этим молодым и амбициозным государственным деятелем. В свое время белорусский президент принимал Курца в Минске, но тогда австриец выступал еще в статусе министра иностранных дел.

Понятно, что цель контактов с Австрией – это решение основной дипломатической задачи Беларуси по установлению баланса между западным и восточным векторами внешней политики, а также прикладные вопросы усиления экономического сотрудничества с одной из наиболее высокотехнологичных стран современного мира.

Однако есть здесь и специфический контекст, связанный с ролью Беларуси в урегулировании украинского конфликта. С тех пор как Александр Лукашенко объявил о том, что «малые страны не должны быть статистами» в нынешней международной обстановке, а наоборот, обязаны активно подталкивать центры силы к диалогу, стало понятно, что пассивная роль «площадки» не совсем устраивает официальный Минск.

Беларусь будет активно вести работу по формированию консолидированной позиции нейтральных государств, а также стран ЕС и НАТО, сохраняющих позитивную повестку в контактах с Москвой, для продвижения своей идеи «Хельсинки 2» – возвращения к дискуссии о безопасности и сотрудничестве в Европе. Консультации белорусского руководства с венграми, турками, австрийцами, украинскими политическими деятелями из различных лагерей, которые отмечаются в последнее время, указывают на то, что от Минска стоит ждать очередных инициатив по Донбассу после завершения президентских выборов на Украине.

Александр Шпаковский, Sputnik