Сокровища Лидии Руслановой

Как формировалась коллекция русского искусства в Национальном художественном музее

В Национальном художественном музее в зале русского искусства стоит красивый стул, на нем цветастый павловский платок, рядом изящный столик с патефоном. Если накрутить ручку, опустить рычаг, то игла коснется черной старомодной пластинки и сквозь специфичное шипение зазвучит голос Лидии Руслановой и ее знаменитая песня «Валенки». Да–да, та самая, про старые и неподшитые… Голос Лидии Руслановой будет плыть по залам, рядом с полотнами известных русских художников.

Возникает вопрос, ну какое отношение к нашему музею имеет эта песня и почему старому патефону позволено нарушать тишину музейных залов?

2019 год — юбилейный. Национальный художественный музей Беларуси отметит свое 80‑летие. Столик, патефон с пластинкой, песня Руслановой — одно из многочисленных мероприятий, посвященных этой юбилейной дате.

Сегодня в залах русского искусства музея выставлено 29 полотен из коллекции заслуженной артистки РСФСР певицы Лидии Руслановой, а всего НХМ приобрел у артистки и ее падчерицы 39 полотен.

Во многом судьба и самой певицы, и ее коллекции удивительна и трагична. Собирать произведения искусства и старые книги она начала давно, еще в годы гражданской войны, когда была молодой исполнительницей русских народных песен и романсов. Есть ее воспоминания о покупке первых раритетных изданий у букинистов на московской улице Моховой. Это были книга «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева и журнал «Современник» с автографом Пушкина… Дальше — больше! Росли слава певицы и ее гонорары. В предвоенные годы Лидия Русланова стала мегазвездой советской эстрады. Огромными тиражами выходили пластинки с ее песнями, под концерты отдавались лучшие залы, голос ее постоянно звучал на радио. Третий брак (1930 год) с известным в те времена конферансье Михаилом Гаркави страсть Руслановой к коллекционированию сделал почти профессиональным. Именно в предвоенные годы певицей было собрано все самое ценное и лучшее. Естественно, ей помогали, консультировали, советовали как известные художники‑реставраторы, так и сотрудники музеев. Русланова иногда говорила о своем умении: «Не профессор, но подлинник от копии всегда отличить смогу». Ее огромная квартира в Лаврушинском переулке (рядом с «Третьяковкой») была заполнена картинами и произведениями искусства как настоящий музей.

97ddc002742d6867651b053829decbb3

«Когда мои родители поженились летом 1942 года (это четвертый брак певицы), у мамы в это время уже были все картины, собранные еще до войны», — пишет в своих воспоминаниях падчерица Руслановой, дочь генерала Владимира Крюкова Маргарита.

В годы войны Лидия Русланова дала превеликое множество концертов в составе фронтовых бригад. За ее деньги для фронта были приобретены две батареи «катюш». Она выступала на всех фронтах, пела свои знаменитые «Валенки» у стен Рейхстага, оставив на нем свой автограф. Приказом маршала Жукова была награждена орденом «Отечественной войны».

Но в 1948 году Русланову арестовали по обвинению в антисоветской пропаганде и мародерстве по так называемому «трофейному делу» вместе с ее мужем. Генерал Владимир Крюков получил 25 лет, а Лидия Русланова 10 лет лагерей. Все деньги и имущество конфисковали.

Часть картин еще в 1949 году поступила в Государственную закупочную комиссию и затем была распределена между музеями.

«…Она сама хотела в дальнейшем отдать коллекцию государству, но ей не дали этой возможности… Мама после реабилитации потихонечку начала с ней расставаться: большая часть коллекции — в Белорусском музее, несколько работ в Таганрогской галерее и, кажется, в Киргизском национальном музее, некоторые работы попали в частные руки…» — вспоминала приемная дочь.

О том, что происходило с певицей в лагерях, написано и рассказано довольно много. Сохранились воспоминания тех, с кем заключенную Русланову сводила нелегкая судьба на этапах и в местах отдаленных.

В 1954 году после возвращения из лагерей Руслановой вернули из Государственной Третьяковской галереи 103 картины. Благо певица довольно подробно записывала все свои покупки и смогла сохранить все подтверждающие эти приобретения документы. Несколько работ Репина, Рокотова, Федотова, Серебряковой, Васнецова она продала в фонды Третьяковской галереи по просьбе ее руководства.

Когда Лидия Русланова вернулась в Москву после освобождения, страсть к коллекционированию пропала. Имея горький лагерный опыт, она говорила: «В нашей действительности обладать частной собственностью — полная бессмыслица, в доме должно быть чисто, уютно, но без всяких коллекций».

Картины из собрания знаменитой певицы поступали в Государственный художественный музей БССР с 1950 по 1989 год.

После смерти Руслановой в 1973 году полотна известных русских живописцев продавала в Минск ее падчерица Маргарита — дочь ее последнего мужа генерала Крюкова. Сегодня полотна из знаменитой коллекции легендарной певицы — важнейшая часть экспозиции русского искусства в нашем музее.

Кстати, сохранилось несколько редких фотографий Лидии Андреевны, сделанных в Минске на крыльце нашего художественного музея. На одном из снимков известная певица и Ирина Паньшина, заместитель директора по научной работе. Снимки датируются началом 60‑х годов.

ëèäèÿ ðóñëàíîâà è ïàíüøèíà, ñîòðóäíèê ìóçåÿ.

Ведущий научный сотрудник НХМ Надежда Усова накручивает пружину патефона, игла опускается, старая виниловая пластинка крутится, из патефона звучит голос Лидии Руслановой.

Надежда Усова ведет экскурсию от картины к картине, рассказывая их захватывающую историю.

Владимир Степан, «СБ. Беларусь сегодня», фото Юрий Мозолевский