Кандидат последнего места

Белорусская политизированная публика вот уже несколько месяцев увлечена интригой: какие выборы 2020 года – президентские или парламентские – пройдут первыми? А вот другая интрига исчезла давно. Уже сейчас, за несколько месяцев до старта избирательной кампании, совершенно ясно: какие бы фамилии ни были в бюллетене для голосования, последнее место на президентских выборах гарантировано кандидату от оппозиционной правоцентристской коалиции.

Праймериз оппозиционной номенклатуры

Правоцентристская коалиция, в которую входят Объединенная гражданская партия (ОГП), Движение «За свободу» (ДЗС) и Оргкомитет по созданию партии «Белорусская христианская демократия» (БХД), решила удивить белорусского избирателя диковинным заокеанским чудом – предварительными внутренними выборами по определению единого кандидата, праймериз.

Это вообще в стиле прозападных белорусских правоцентристов – прочно опираться не на отечественную политическую культуру и традицию, а тупо копировать американские привычки, правила и политтехнологичные «фишки».

Ну, праймериз так праймериз. Имеете полное право. Ничего зазорного нет в том, чтобы в преддверие выборов провести внутренний кастинг возможных претендентов и отобрать кандидатом в президенты лучшего из них.

Только праймериз у коалиции получается занудный до невозможности.

Первоначально лидеры ОГП, ДЗС и БХД провозглашали намерение определить через праймериз единого кандидата от всей белорусской оппозиции, а участие в этом таинстве предполагалось для всех желающих граждан.

Однако эту идею вмиг похоронили лидеры других оппозиционных структур.

Друг за другом Общественное объединение «Говори правду», Партия БНФ, Белорусская социал-демократическая партия (Громада), Белорусский национальный конгресс и т.д. заявили о намерении выдвинуть на президентских выборах собственных кандидатов.

Очевидно, нас ждет «парад оппозиции» по опыту 2010 года. Никакого «единого кандидата», условного анти-Лукашенко у оппозиции не будет.

Нелепо разрекламированные праймериз, еще не стартовав, из масштабной общенациональной кампании, как мыслилось союзу наших американизированных либералов и консерваторов, превратились в междусобойчик узенькой правоцентристской секты.

Им бы отказаться от этого жалкого зрелища, раз не удалось вовлечь в праймериз ни другие оппозиционные структуры, ни представителей гражданского общества, ни простых граждан. Однако Правоцентристская коалиция в своей нелепости решила пойти до конца. Уже заявлены три ведущих претендента на звание кандидата.

Мы глубоко ошибемся, если подумаем вдруг, что у правоцентристов хватило мозга назвать претендентами каких-то более-менее авторитетных людей из вне традиционного оппозиционного круга.

Лишь экс-лидер ОГП Анатолий Лебедько попробовал ангажировать на это звание нобелевскую лауреатку Светлану Алексиевич, но так торопился спасти пошатнувшийся имидж затеи с праймериз, что не посчитал нужным предварительно посоветоваться с писательницей.

Та публично заявила, что в ее планы не входит бороться за пост главы белорусского государства, тем более что родилась Алексиевич не в Беларуси и, согласно нашей Конституции, кандидатом в президенты быть не может.

Никаких других любопытных идей по претендентам Правоцентристская коалиция назвать не смогла. И сегодня мы имеем то, что имеем – банальность и тягомотину. На праймериз, как выясняется, будут бороться друг с другом сами лидеры коалиции.

БХД номинирует своего сопредседателя Павла Северинца, ДЗС – председателя организации Юрия Губаревича, ОГП – исполняющего обязанности председателя партии Николая Козлова.

Павел Северинец
Павел Северинец
Юрий Губаревич
Юрий Губаревич
Николай Козлов
Николай Козлов

Не только простым гражданам! Даже рядовым членам трех правоцентристских организаций путь в претенденты, похоже, закрыт. Праймериз превращаются в шоу оппозиционной номенклатуры.

Выигравший проигравший

Мне совершенно неинтересно, кто из трех оппозиционных начальников выиграет праймериз. Куда полезнее понять, почему победитель правоцентристских внутренних выборов – кто бы им ни был! – с треском провалится на выборах президентских.

Назовем только два ключевых, как представляется, аргумента в пользу этого прогноза.

Первый. Праймериз, если не развалят Правоцентристскую коалицию, то внесут в нее существенный раздор.

Предыдущие союзы и коалиции белорусских оппозиционеров заканчивались внутренними дрязгами, публичными конфликтами, организационными расколами, ненавистью друг к другу.

Все оппозиционные структуры Беларуси ведут постоянную борьбу за западные ресурсы. В этой борьбе нет места таким сантиментам, как человеческие отношения или взаимное партнерство.

Логика этой борьбы неумолима: победитель автоматически становится фаворитом западных грантодателей и, следовательно, главным объектом зависти и ненависти со стороны проигравших «коллег».

Нет никаких сомнений: две проигравшие структуры коалиции не будут работать на победителя, дабы не укреплять его и, соответственно, не ослаблять свои позиции. Финалист и структура, которую он представляет, останутся один на один со своей пирровой победой. Квази-соратники по коалиции, проигравшие борьбу, тут же отвалят в сторону и будут злорадствовать над потугами «победителя» провести президентскую кампанию в одиночку.

Иллюзия единого кандидата от правоцентристов останется. Реальной коалиционной работы на этого кандидата не будет.

Кто думает по-другому — тот совсем не разбирается в специфических нравах белорусской оппозиционной «кухни».

Второй. Кандидат от Правоцентристской коалиции, возможно, и будет привлекателен для оппозиционного актива, но он очевидно лишен массовой поддержки политически неангажированного избирателя.

Старая болезнь белорусской оппозиции неизлечима, и правоцентристы заражены ею как никто другой. Они упорно не хотят говорить с избирателем на понятном ему, избирателю, языке. Они категорически навязывают людям сугубо политическую повестку, тянут общество в чуждый ему дискурс.

И Северинец, и Губаревич, и Козлов почему-то считают, что обычные граждане должны думать и смотреть на мир так, как думает и смотрит Правоцентристская коалиция. Они живут с народом в параллельных мирах. Людей волнуют зарплаты и пенсии, здоровье и образование детей, доступность жилья и достойная социальная инфраструктура.

У правоцентристов иной мир. Это мир «честных выборов», «рыночных реформ», «геополитических приоритетов», «мовы и сцяга».

Конечно, кандидат в президенты попробует заговорить «человеческим» языком, а не абзацами из политических программ. Однако бэкграунд, формируемый годами оппозиционной суеты, одним выступлением по телевизору не замажешь.

Люди знают: ОГП, ДЗС и БХД – это не про пенсии и зарплаты, не про здоровье и образование. Нет – это «Плошча» и драки с ОМОНом, это Оршанская битва и НАТО вместо хлеба и колбасы.

И с этой убогой политической площадки кандидату Правоцентристской коалиции никак не соскочить. Слишком долго они ее выстраивали. И люди это хорошо усвоили.

Так что заранее поздравляем победителя праймериз с заведомым последним местом на президентских выборах.

Соломку все-таки стелют

Между прочим, имеются вполне заметные признаки того, что лидера Правоцентристской коалиции адекватно оценивают свои шансы на грядущих выборах.

Каждый из них понимает, что если выиграет праймериз, то на поддержку «партнеров» по коалиции рассчитывать не придется.

Каждый из них понимает, что электоральный потенциал действующей власти в разы превосходит сомнительную «мощь» триголовой коалиции.

Поэтому уже сейчас ОГП, ДЗС и БХД готовят почву к тому, чтобы отказаться от полновесного участия в президентской кампании. Оговаривают такое участие внесением изменений в Избирательный кодекс или повальным включением своих представителей в состав избирательных комиссий. Дурачат электорату голову словоблудием о том, что их стратегия предусматривает «как участие, так и бойкот выборов».

В принципе, понять их можно. Провести праймериз, объявить единого кандидата, а потом найти повод снять его с выборов – это, пожалуй, единственный шанс, чтобы избежать на этих выборах железного последнего места.

Никита ПАЛЕЦКИЙ