Жодино — Суздаль: дорогой прогресса

Накануне своего 80-летия в минувшем году Владимирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, который базируется в старинном русском городе-музее Суздале, получил новый статус.

Он стал Федеральным государственным научным учреждением «Верхневолжский федеральный аграрный научный центр» (ФГБНУ «Верхневолжский ФАНЦ»). К юбилею была приурочена научно-практическая конференция, в работе которой приняли участие и представители РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию».

Между двумя родственными российским и белорусским исследовательскими учреждениями налажены тесные взаимовыгодные связи, накоплен поучительный опыт творческой кооперации по селекции яровой пшеницы и тритикале с ощутимыми результатами. 

Сущность ее заключается в том, что создаваемые в Жодино лучшие гибридные популяции параллельно высеваются и в суздальских селекционных питомниках, где проходит их изучение, отбор и проверка ценных генотипов с последующей передачей нового сорта в Государственные испытания.

%d0%b4%d0%bd%d0%b8-%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8f-20-06-2014-302

За десятилетие сопряженными усилиями выведены  методом экологической селекции и районированы яровые пшеницы Сударыня, Славянка, Мадонна, а перспективные по заложенным в них качественных параметрах  Ладья и Каменка проходят экзамен в ГСИ. Яровое тритикале Норманн и Аморе уже получили высокую оценку хлебопашцев, в дополнение и на смену им готовятся Заозерье, Гелио, Доброе.

Академик С. И Гриб, автор более 60 сортов зерновых культур, с трибуны конференции подчеркнул важность именно экологической селекции. Что она из себя представляет?

— Суть ее в том, что отбор лучших генотипов будущих сортов проводится в различных условиях – почвенных, климатических, эколого-географических, — говорит Станислав Иванович. —  На выведение нового сорта уходит, как правило, до 10 лет. Не удивительно, что он адаптирован к тем местам, «где на свет появился, там и пригодился».  Но это довольно ограниченная зона. Рассчитывать селекционеру на широкий ареал распространения его детища в этом случае трудно. В мире сегодня делается упор на предгосударственные экологические сортоиспытания.  Скажем, немецкие гибриды ржи проходят апробацию в условиях Беларуси и Татарстана на зимостойкость. Но это не экологическая селекция, это своеобразная переэкзаменовка. Работая над новым сортом, селекционер подбирает исходные формы, чтобы придать ему важнейшие признаки, которые отсутствуют у предшественника. Создав гибридную популяцию, автор рассылает ее семена по т. н. экологическим нишам, где и проходят дальнейшие испытания отобранных форм. И всюду они разные. В «Верхневолжском ФАНЦ» в Суздале один морфотип, в   Татарстане, с которым мы также сотрудничаем в этом плане, другой. В итоге будет предложен в массовое производство наиболее приспособленный к конкретным природно-климатическим условиям сорт, обладающий необходимыми для определенной зоны возделывания признаками. Это уже экологическая селекция – плод коллективных усилий и кооперации селекционеров различных регионов.

Академик С. И. Гриб на экспериментальном поле
Академик С. И. Гриб на экспериментальном поле

Оценка сортов в экологическом сортоиспытании по пластичности и стабильности урожая, устойчивости к неблагоприятным условиям вегетации позволяет выделить из большого количества вновь созданных сортов с высокой потенциальной продуктивностью сорта с наибольшей степенью адаптации к условиям конкретного региона. Чем менее благоприятны почвенно-климатические и погодные условия, тем выше роль экологической устойчивости растений в реализации их потенциальной урожайности.

Учитывая прогрессивное развитие земледелия в целом,  насущные запросы земледельцев, изменения климата, ученые работают над созданием системы адаптивных взаимодополняющих сортов: устойчивых к абиотическим и  биотическим стрессорам с широкой нормой генетической реакции по урожайности; высокопродуктивных для интенсивного растениеводства; экологически  безопасных для органического земледелия; специализированных целевого назначения для производства разнообразных видов продукции.

Этим требованиям в определенной степени отвечают яровые пшеницы белорусской и российской селекции Дарья, Сударыня, Славянка, испытуемые Ладья, Каменка и другие. К примеру, Дарью «очень уважают» по словам директора Курского НИИ агропромышленного комплекса А. Я. Айдиева в их регионе. Почему? Дело в том, что озимые там не всегда переносят колебания температур, бесснежье. Попросту, погибают на значительных, до ста тысяч гектаров, площадях. Приходится возмещать потери яровыми. Вот тут Дарья и выступает своеобразным компенсатором, не позволяет скудеть хлебной ниве.

Зерно ее с успехом используется в мукомольной и комбикормовой промышленности. Стабильная урожайность — более 70 ц/га, содержание протеина 12%, клейковины – до 28% гарантируют высокобелковый корм для свиноводческой отрасли, ее экономическую результативность. Что подтверждено многими хозяйствами, в частности, ООО «Агро-Нова» Черняховского района Калининградской, ООО “Ручейки” Юрьев-Польского района Владимирской, ЗАО “Племзавод “Рапти” Лужского и ЗАО “Племзавод Гомонтово” Волосовского районов Ленинградской областей.

Ученые Верхневолжского ФАНЦ В. В. Окорков, О. А. Фенова, Г. В. Игнатьева в своих исследованиях подтверждают, что разумное сочетание яровых и озимых пшениц позволяет иметь зерно с хорошими технологическими свойствами. Недаром в центральных районах Нечерноземной зоны Российской Федерации яровая занимает до 40 % площадей, отводимых под эти колосовые.

Да и мировая практика свидетельствует: яровая пшеница является важнейшей сельскохозяйственной культурой. Ее доля в планетарном производстве зерна составляет около 23 % . Оно характеризуется высоким содержанием белка (16-24%) и клейковины (28-40%), обладает отличными хлебопекарными качествами. Отходы мукомольной промышленности – пшеничные отруби идут на фураж или употребляются в пищу. Солому используют на корм скоту, в качестве органического удобрения, а также из нее изготавливают предметы домашнего обихода.

Интенсификация земледелия выдвигает повышенные требования к новым сортам всех культур, хлебных злаков, в частности. Наряду с высокой урожайностью, комплексом других качественных параметров, пшеницы, скажем, должны быть устойчивы к полеганию, способными противостоять и шквалистому ветру, и затяжным дождям. Перед селекционерами стоит задача увеличить прочность, эластичность соломины, снизить  высоту ее до 80-90 см и усилить  развитие вторичной корневой системы, что  позволит достичь желаемого результата. При этом повышение потенциала продуктивности не должно сопровождаться удлинением вегетационного периода.

Сорт яровой пшеницы Сударыня, который включен в Государственный реестр РФ по Центральному, Северо-Западному, Волго-Вятскому регионам и в Республике Беларусь, в определенной степени отвечает нынешнему технологическому содержанию растениеводства. Недаром во Владимирской области он занимает свыше 15 % клина яровой пшеницы.   Содержание белка в зерне 14,4 %, клейковины – 25,7. Это во многом обуславливает его экономическую целесообразность.

Яровая пшеница Славянка (в Госреестре Беларуси с 2016 г.), обладает примерно такими же качественными  показателями.

На смену им готовятся мягкие пшеницы Ладья и Каменка – плод творческого сотрудничества РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию» и тогда еще ФГБНУ «Владимирский НИИСХ» (Суздаль).   Прежде, чем заколоситься на нивах двух братских стран, они проходят жесткие государственные испытания на соответствие заявленным параметрам.

Владимирцы испытывают Ладью на серых лесных типичных почвах местного ополья – весьма скудных по своему естественному плодородию. Получив минимум поддерживающих средств, она не спасовала в этих не простых условиях, подтвердила свое предназначение.   Высота стебля не превышала 93 см, колос наоборот крупный с высокой озерненностью. Средняя урожайность составила 43,8 ц/га – заметно больше других сортов. При том, зерно крупное, стекловидное. И красное. Почему не привычного золотистого цвета? Специалисты утверждают, что это один из способов регулирования потоков зерна для использования по назначению – либо на продовольственные цели, либо на фураж.

Интересно, что на белорусских участках среднеспелая Ладья была очень отзывчива на предложенный учеными уход, который зиждется на основных составляющих интенсивной технологии. Она наиболее полно раскрыла свой генетический потенциал: продуктивность была в два раза выше, чем у владимирцев. В обоих случаях зафиксирована устойчивость сорта к наиболее распространенным и вредоносным болезням. А зерно отнесено к классу ценных.

%d0%b4%d0%bd%d0%b8-%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8f-20-06-2014-308

Хлеборобу крайне важно иметь в своем арсенале сорта и культуры, которые не только адаптированы к определенной местности, способные окупать вложенные при возделывании их средства, но и приносить экономическую выгоду, способствовать  расширенному воспроизводству в сопутствующих отраслях.  Иметь возможность маневра в зависимости от специализации и развития сельхозпредприятия, гибко реагировать на изменяющуся конъюнктуру рынка, выдерживать конкуренцию. Сама жизнь диктует ученым-аграриям прикладной характер их изысканий,  ориентирует на запросы практики, требует обогощать ее инновационным содержанием. Иными словами, наука призвана достаточно полно и объективно отвечать на возникающие проблемы призводства, быть своеобразной движущей силой его. В частности, селекционная составляющая.

— Стратегия и приоритеты селекции растений, — подчеркивает С. И. Гриб, — адекватно этапу развития земледелия, периодически требуют коррекции и определяются объективными факторами. К числу их относятся: изменение климата и обусловленного им биоклиматического потенциала растений; разнообразие пахотных земель по гранулометрическому составу и уровню плодородия; изменение структуры посевов сельскохозяйственных культур; увеличение вредоносности действия абиотических и биотических стрессоров; изменение видового и расового состава возбудителей болезней растений   и энтомофагов; с широкой нормой генотической реакции; дифференциация сельскохозяйственных предприятий по урожайности и др.

— Среди актальных направлений селекции зерновых, — продолжает Станислав Иванович, — следует выделить: селекцию тритикале на продовольственные (хлеб, печенье, кондитерские изделия) и технические (крахмал, спирт) цели; озимой ржи на целевое использование зерна (продовольственное, кормовое, техническое); овса голозерного с высоким содержанием белка (до 18%) и жира (до 7%). Представляет интерес создание сортов пшеницы и тритикале с высоким содержанием каротиноидов, ячменя кормового с низким содержанием фитиновой кислоты. Перед учеными на ведущий план выходит проблема создания высокопродуктивного, высокоэффективного сорта, который выгоден землепашцу, обеспечивает доходность с единицы площади именно за счет генетического потенциала.

В последние годы отмечается резкий рост сортов, включенных в Гсударственный реестр Республики Беларусь. Так, в  2017 году в нем зарегистрировано 233 сорта зерновых культур, из них 116 отечественной селекции. Первенство в перечне принадлежит озимой пшенице – 65 (26 белорусских), и яровому ячменю – 63 (белорусских 23 сорта). По озимой ржи традиционно доминируют сорта белорусской селекции (29 из 32). По тритикале, овсу, яровой пшенице удельный вес наших сортов до 87%.

Неудивительно, что в структуре посевов зерновых в стране сорта белорусской селекции превышают 75 %, многие из них включены в реестры соседних государств и получили широкое распространение, особенно во многих регионах Российской Федерации.

Следует подчеркнуть, что в Росси все больший интерес проявляют к тритикале. Ведь расширение биологического разнообразия  позволяет полнее использовать потенциал  его, а значит, и отдачу хлебного поля. Белорусский опыт здесь очень кстати.

У нас эта относительно «молодая» культура быстро и прочно нашла свое место и сейчас ежегодно занимает около 500 тыс. га – второе место в мире после соседней Польши. В культивировании ее видится обоюдная экономическая выгода. Недавно в Госреестр РФ включен новый белорусский озимый сорт Свислочь. Наряду с Верхневолжским ФАНЦ продолжается сотрудничество по селекции озимого тритикале с Донским и Татарским  НИИ сельского хозяйства. В кооперации с ним создан сорт озимого тритикале Бета.

У нас озимое тритикале доминирует в своем секторе, яровое на 20 тыс. гектаров разве что ему в дополнение. Специалисты отмечают как национальный стандарт прекрасный сорт Узор, продуктивностью до 100 ц/га, а также  Лотос, возделываемый в России, и Садко. У них нет проблем с перезимовкой. Но они уступают яровому собрату в качестве зерна. В озимом содержание сырого протеина на уровне 12%,  в яровом на 2% больше.

Следует иметь в виду еще один аспект: тритикале не только зернофуражная, техническая культура, но и продовольственная. Хлеб из нее с приятной кислинкой, по своим вкусовым качествам не уступает традиционному ржаному, долго не черствеет. Хлебопекарни пока очень осторожно подступают к освоению нового изделия, потребитель не может его ни распробовать, ни оценить.

И еще. Извечная наша проблема – создание прочной и сбалансированной кормовой базы животноводства. Себестоимость, а значит и конкурентоспособность, мясомолочной продукции напрямую зависит не только от питательности, но и ценовой образующей фуража. На изготовление его в качестве определяющего компонента идет в основном пшеница. Выращивание ее даже при высокой отдаче урожаем на вложенные средства, все же не из дешевых. Здесь определенные преимущества за тритикале в меньших издержках  при его возделывании. Оно более устойчиво к болезням, не нуждается в многократной обработке фунгицидами. Получить зерна 60-70 ц/га не так уж и сложно практически на всех почвах.

Что с успехом доказывают  энтузиасты-экспериментаторы, такие, как руководитель ООО «Ручейки» Юрьев-Польского района Владимирской области Игорь Кузьма. На здешних скудных по плодородию землях научились выращивать по 75 ц/га зерна.

Когда-то один из философов сделал вывод, что не всякая дорога вперед означает прогресс. Определять «дорогу прогресса» для сельского хозяйства и есть главнейшая задача ученых-аграриев.

Николай Шлома