Знаменитому советскому разведчику времен Великой Отечественной войны Алексею Ботяну 10 февраля исполнится 102 года!
Трудно найти человека, который после выхода на пенсию не одно десятилетие регулярно вызывает искренний интерес в СМИ. Публикаций про Алексея Николаевича накопилось довольно много. Вот названия отдельных газетных статей: «Полковник Ботян остается в строю», «Алексей Батян. Возвращение героя», «Алексей Ботян — легенда советской разведки».
Для журналистов и литераторов персона Алексея Ботяна выигрышная на все 100 процентов, так как его биография настолько богатая на приключения и резкие зигзаги судьбы, что не надо ничего преувеличивать, додумывать для красоты текста или обострения интриги сюжета.
И чем больше читаешь эти публикации коллег, тем больше поражает масштаб личности Алексея Николаевича, жизнь которого часто напоминает остросюжетный роман. К сожалению, такой пока не написан, если не считать романа Юлиана Семенова, но о нем чуть ниже. Кажется, сегодня сказать что-то принципиально новое о делах полковника Ботяна без допуска в архивы КГБ Советского Союза практически невозможно. Сам Алексей Николаевич обычно рассказывает то, что можно рассказать. Хотя с тех пор, как он «вернулся с холода» прошло много времени. Но многие документы по- прежнему хранятся под грифом «секретно». Видимо, на это есть веские причины. Да и сам Алексей Николаевич не любит высовываться, или как сегодня говорят, заниматься самопиаром.
Примерно с середины горбачевской перестройки он регулярно становится героем публикаций в газетах и журналах, теле- и радиосюжетов, о нем пишут книги и снимают фильмы. По случаю 70-летия освобождения Беларуси и юбилея Победы в Москве прошла презентация книги белорусского писателя и исследователя деятельности советской военной контрразведка Александра Бондаренко «Подлинная история» майора Вихря «(Портрет разведчика на фоне рассекреченных документов)». А перед этим очередной фильм об Алексее Ботяне стал частью десятисерийной киноленты о выдающихся советских разведчиках, который снимался при содействии Службы внешней разведки России.
Не жизнь, а сплошной экстрим
Был ли Алексей хозяином своей судьбы? И да, и нет. Возможно, сегодня он все же непременно стал бы школьным учителем, как мечтал об этом в юности. Но мощная волна революционных и геополитических преобразований накрыла белорусские земли, затянула в водоворот бурных событий народы российской империи, настала череда радикальных перемен в жизни родителей Алексея Ботяна и его односельчан.
Алексей Ботян родился 10 февраля 1917 года в деревне Чертовичы в некогда Виленской губернии еще царской России (сейчас это в Воложинский район Минской области). В марте 1921 г. Западная Беларусь отошла к Польше, где к жителям приобретенной территории новые власти относились, мягко говоря, не всегда дружелюбно, считали их чем-то вроде людей второго сорта. Но с началом Второй мировой войны белорусских парней в обязательном порядке мобилизовали на фронт. В сентябре 1939 года капрал польской армии Алексей Ботян защищал Варшаву, командовал расчетом зенитки.
Потом был немецкий плен, побег, возвращение домой лесными тропами уже в советскую Беларусь. Там он окончил учительские курсы в Минске, преподавал в деревенской начальной школе. Вроде бы мирная жизнь налаживалась. Однако снова резкий поворот судьбы. В 1940 году молодым учителям заинтересовались органы НКВД СССР и, слава Богу, не как врагом народа. Видимо, узнали о его лингвистических способностях к изучению языков и природной смекалке. И вот 23-х летнего молодого человека направили уже на совсем другие курсы: в разведывательную школу в Москве, которую он закончил в 1941 году накануне войны.
И тут началась полная тревог, рисков и невероятных приключений служба разведчика. И он сам по сей день в разговорах с родственниками до сих пор удивляется, как смог он преодолеть столько испытаний, которых на несколько жизней хватило бы.
Судьба разведчика — сплошной экстрим. Уже в ноябре 1941 году он — командир разведывательно-диверсионной группы, которая за линией фронта помогала обороне Москвы. Сколько раз он оказывался на грани жизни и смерти. Каждая боевая операция могла стать последней для Алексея Ботяна. А число их у него шло на десятки.
В тылу врага приходилось сутками спать на холодной земле, шагать лесом в оттепель или в весеннюю распутицу в промокшей обуви многие километры, часто по талой воде, изредка иногда ночью разжигать костер, питаться по минимуму сухим пайком.
Кроме разведки приходилось уничтожать вражеские коммуникации, линии связи, помогать партизанам проводить диверсии на железной дороге, взрывать штабы, склады с оружием и амуницией. Центр использовал Алексея Ботяна на самых горячих и опасных направлениях на территории Украины, Белоруссии, Польши и Чехословакии. И все время он на невидимой передовой и, заметьте, без единого ранения. Как потом он сам рассказывал односельчанам, лишь однажды его зацепила вражеская пуля: немного поцарапала щеку. Счастливчик.
Спаситель Кракова
Алексея Ботяна называют прототипом героя известного романа «Майор Вихрь» Юлиана Семенова, автора «Семнадцати мгновений весны» о знаменитом Штирлице. Образ книжного майора вобрал в себе отдельные черты характера и служебной биографии Ботяна. По мотивам книги в 1967 году был снят одноименный трехсерийный художественный фильм «Майор Вихрь».
Участие в операции по спасению Кракова от полного уничтожения фашистами стало, можно сказать, венцом в боевой карьере Алексея Ботяна. Советское командование придавало большое значение этой операции. В конце 1944 года в окрестности Кракова было заброшено несколько разведывательно-диверсионных групп. Одну из них возглавлял белорус Ботян. Он прекрасно говорил по-польски. Это помогло наладить связи с польскими патриотами. Они ему и сообщили на тот момент ценную оперативную информацию: немцы ударными темпами накапливают в древнем Ягеллонском замке Кракова огромное количество взрывчатки. Ее, как узнали из других источников, предполагалось использовать для уничтожения исторического центра Кракова, Рожновский платины и мостов через реку.
Ботян принимает тогда, как оказалось потом единственное правильное решение: с помощью поляков заминировать замок и накануне освобождения города, утром 18 января 1945 года, взорвать. Все прошло по плану.
Операция группы Алексея Ботяна и сейчас считается подвигом, достойным самой высокой награды. Но дважды кремлевским начальством отклонялись предложения руководства разведки СССР присвоить Ботяну звание Героя Советского Союза. Причины находились разные, которые сегодня воспринимаются как нелепые и даже смешные. В вину, в частности, вменялось рождение и жизнь на территории Западной Белоруссии, принудительная служба в польской армии, вступление в брак без письменного разрешения руководства с иностранкой во время нелегальной работы в одной европейской стране. Конечно, такое явно несправедливое отношение обижало Алексея Николаевича, но он не жаловался. Как однажды признался журналистам наш герой, самой большой наградой для него было то, что он остался в живых на той страшной войне.
Опала
После войны снова резкий поворот судьбы. Алексей попал под хрущевскую чистку аппарата КГБ СССР. Хотя он никогда не «разбирался» с внутренними «врагами народа», его уволили, буквально выбросили на улицу. С помощью друзей удалось устроиться в шикарный ресторан в центре Москвы, который часто посещали иностранцы, метрдотелем-переводчиком. Тогда очень помогло знание языков.
Но опала была относительно недолгой. Его снова пригласили на секретную службу. Оказалось, что без профессионалов все же трудно решать сложные задачи по обеспечению национальной безопасности. Во время заграничных командировок в европейские страны ему нередко снова приходилось быть чужим среди своих. И тогда он включал дар перевоплощения, чтобы не «спалиться», не выдать свое истинное происхождение. И это самая закрытая часть его биографии, о которой он очень скуп на слова.
Нелегал надолго, если не навсегда, остается носителем важных секретов. Такая уж судьба разведчика. А вот из того, что консультировал бойцов группы специального назначения «Вымпел», не делает тайны.
В 1983 году полковник Ботян вышел в отставку по возрасту.
И только спустя 62 года после краковской операции справедливость была восстановлена. Указом Президента Российской Федерации от 10 мая 2007 года «за мужество и героизм, проявленные в ходе операции по освобождению польского города Кракова и предотвращению уничтожения его немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», полковнику в отставке Ботяну Алексею Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
Свой среди своих
Лично я впервые услышал об Алексее Николаевиче еще задолго до перестройки от его родственника и односельчанина журналиста Михаила Ботяна, моего друга и однокурсника по журфаку БГУ.
Видимо, неслучайно Михаилу белорусские кинематографисты предложили написать сценарий документального фильма к 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Фильм, разумеется, полностью был посвящен Алексею Ботяну, который со временем приобрел статус легенды советской разведки. В Чертовичах, где я бывал неоднократно по приглашению Михаила, он показал дом родителей Алексея Николаевича.
В частности, вспоминал, что тот всегда по возможности старался посетить малую родину. Даже в 85-летнем возрасте сам за рулем на машине приезжал из Москвы в Чертовичы. И те, кто дружил с ним в детстве, замечали: Лешка Ботян (так звали его в деревне) почти не изменился: говорит на их языке, много шутит, может чарку-другую самодельной водки пропустить, с аппетитом закусывает соленым огурцом, колбасой, как говорят в белорусских деревнях, пальцем пханой, салом. Ну как местный деревенский мужик. Притворялся? Не думаю. Он снова был среди своих и отдыхал душой и сердцем в родных местах.
Слова из популярной песни «полковнику никто не пишет» не о полковнике госбезопасности Алексее Ботяне. Накануне его 100-летнего юбилея он получил сотни поздравлений. И даже Владимир Путин поздравил легендарного советского разведчика, Героя России с этой славной датой. В телеграмме главы государства отмечается, что такие люди как он, Алексей Николаевич, по праву являются гордостью России и примером для подрастающего поколения.
Были и необычные подарки. Так, уникальному 100-каратному алмазу было присвоено имя выдающегося разведчика А.Н. Ботяна. Представитель Гохрана России вручил Алексею Николаевичу соответствующий сертификат.
Да и сегодня накануне 102-го дня рождения героя откуда только не приходят открытки и письма. Но вести с малой родины самые ожидаемые. И когда в Москву к Алексею Николаевичу приезжают земляки, то нет конца разговорам и воспоминаниям.
Леонид Зорькин