Журналистам брошен серьезный вызов

Декабрьскую Школу журналистики «Мастерская BY-RU» провели три интереснейших спикера – руководитель Международного клуба собственных корреспондентов «Комсомольской правды» Анатолий Строев, заместитель генерального директора по развитию агентства «Минск — Новости» Дмитрий Партон и главный редактор газеты «Антенна» Анастасия Телешева.

В столице заседание Школы журналистики «Мастерская BY-RU» открыл генеральный директор агентства «Минск-Новости» Юрий Козиятко. В своем обращении к молодым журналистам он подчеркнул, что возможностей получить профессиональные навыки сейчас намного больше, чем их было десять, двадцать или пятьдесят лет назад. Главное — практиковаться, пробовать и прислушиваться к советам «старейшин».

Минская школа журналистики к открытию готова!
Минская школа журналистики к открытию готова!

За два дня работы школы – в Минске и Гродно – учителя и ученики успели обсудить широкий круг вопросов, таких, как место журналиста в обществе, смысл работы и новые технологии, которые революционным образом изменили нашу профессию.

Необычайно интересным и объемным выдался рассказ о своих «университетах» Анатолия Строева.

За одиннадцать лет в «Комсомолке» он успел поработать собкором на Дальнем Востоке, руководителем собкоровской сети газеты и собкором в Республике Болгария. Посчастливилось ему трудиться и в двух других ведущих газетах СССР — специальным корреспондентом и обозревателем в «Правде» и «Литературной газете».

3

Журналистам из регионов приятно было узнать, что в «большую журналистику» Анатолий Федорович попал из Углегорской районной газеты «Ленинское слово» на Сахалине.

«Попал, образно говоря, «просто пнув ногой» деревянные пробки, которые собирала в типографии уборщица, — рассказал он. — Спросил женщину, зачем она собирает это добро. Оказалось, что такими деревянными пробками закрывают каждый рулон бумаги, а она берет их на растопку, потому что типографии они больше не нужны. И я задумался, а сколько же рулонов бумаги выпускает наша целлюлозно-бумажная промышленность? Нашел данные, умножил на два, поскольку на каждый рулон приходились по две пробки. И в итоге получился материал, который заметили на стажировке в «Комсомолке». Дали задание узнать, сколько всего подобных рулонов в стране и как с пробками обстоят дела в соседних государствах. Так на свет появилась статья «Золотые пробки из дерева». Страна начала экономить ежедневно по 10 гектаров лесов, который раньше вырубался на пробки, а я стал собкором «Комсомолки».

4

Анатолий Строев сам выработал несколько толковых принципов журналиста, один из них, к примеру, называется «ищите грибы». Темы буквально валяются у нас под ногами, просто нужно не лениться заглянуть под куст, спросить у эксперта, почему какое-то событие происходит именно так, а не иначе.

«Учитесь видеть то, что не видят другие. Так, я, например, в свое время открыл тему бомжей, когда о них в стране никто не говорил. Просто увидел этих людей на вокзале, потом прикинулся одним из них, чтобы завязать беседу, узнать, как и почему они здесь очутились, — Анатолий Федорович вспомнил эту любопытную историю. — Из-за моего расследования даже в милицию попадал, но отпустили, когда поняли, что я корреспондент. А потом коллеги удивлялись: ну где ты их взял? Да вот же они, эти люди, с непростыми судьбами, просто не проходите мимо них!».

5

Журналисты, по мнению Строева, особенные люди, которые, выполняя задание редакции, могут подниматься в стратосферу, работать на БАМе, прыгать в открытое море, ползти в шахте под землей, словом, быть неравнодушными, живо интересующимися окружающим миром и людьми.

Дмитрий Партон рассуждал о сегодняшней и завтрашней роли журналиста. Он рассказал, как создавал когда-то интернет-телевидение и разрабатывал с командой единомышленников сайт ведущей газеты страны.

6

Слушателям было интересно узнать от авторитетного специалиста, как работает независимый счетчика Яндекс. Метрика, чем отличается количество просмотров, кликов и заходов на сайт, а также о том, как самим открыть свой канал на YouTube и даже попробовать на этом зарабатывать.

«Надо признать, что журналисту брошен серьезный вызов и теперь важно, как он на него ответит. Будет вспоминать времена советской печати, когда сам факт штатной работы в СМИ давал право называться журналистом и лидером мнений, или по-иному взглянет на свою работу и, сделав технологии своими помощниками, войдет на ринг открытой для обсуждения журналистики», — подчеркнул спикер.

7

«Новые медийные технологии можно ненавидеть или любить, злиться или воспитывать, пытаться застроить или пресмыкаться перед ними… Им все равно. СМИ уже проиграли две цифровые революции. Первую — когда все стали искать новости и комментарии в интернете, а вторую — когда все ушли в социальные сети. Сейчас догоняем, но даже не подразумеваем, какой будет третья революция и будут ли вообще СМИ? — Дмитрий Партон был откровенен в беседе с молодыми коллегами. — Новейшее время просто пришло вне зависимости даже от самых высоких компетенций, и потому его нельзя игнорировать. Иначе не мы его, а оно нас как журналистов оставит за бортом профессии, но с большим самомнением и значком Союза журналистов СССР. Новыми технологиями надо овладеть и принять всей душой и телом».

Заседает гродненская школа журналистики
Заседает гродненская школа журналистики

Анастасия Телешева считает, что задача журналиста — завоевать репутацию читателя. Нужно работать талантливо, выбирать себе круг общения и смотреть, каким путем зарабатывать себе славу — идти на телевидение, в газету  или развиваться в социальных сетях.

«Наверное, одна из самых важных вещей в наш бурный и непредсказуемый век — это использование интернет-технологий и социальных сетей, — рассуждала она. — Не надо бояться позиционировать себя, как журналиста в тех же соцсетях. Не стоит опасаться показывать людям, чем ты занимаешься в процессе своей работы. И для этого, конечно, подходят и Instagram, и Facebook, и Twitter. Однако важно подходить грамотно к этому делу. Instagram создавался не только для того, чтобы постить сплошные селфи и фотографировать свой завтрак, обед и ужин. Нужно показывать свои таланты, демонстрировать свои умения, вырабатывать свой стиль. Но в то же время профиль в соцсети нельзя превращать в сугубо рабочий аккаунт. Вас должны представлять не роботом, а живым человеком со своими слабостями, проблемами. И вы должны быть готовы делиться смешными житейскими историями, повседневными заметками и т.д.».

9

Главный редактор считает, что не стоит в социальных сетях стесняться делиться какими-то сомнениями, мнениями по вопросам, которые ты освещаешь. То есть, если пишите про кино, то вполне нормально, если отзыв в пару строк изложите в Twitter. Неважно, что кто-то будет спорить, возмущаться, не соглашаться с вашей мини-рецензией. Негативная, позитивная реакция, неравнодушие, эмоции – это уже хороший признак.

Наверно, любой начинающий журналист откроет что-то новое для себя на основе советов наших наставников. Быть публичным или оставаться в тени – рано или поздно каждый сделает свой выбор. Нужно выбрать ту дорогу, которая приведет к желаемому успеху.

Светлана Охремчик