Сорок градусов в тени

По оценкам Всемирной организации здравоохранения и представительства Международного валютного фонда, доля поддельного алкоголя в Украине превысила 50 процентов

Корреспондент газеты «Рэспублiка» поискал следы украинского контрафактного алкоголя на местных прилавках и узнал, попадает ли он к нам.

Производство контрафактной водки в Украине превысило производство легальной. По оценкам Всемирной организации здравоохранения и представительства Международного валютного фонда, доля поддельного алкоголя в Украине перевалила за 50 процентов. Итоги расследования украинской Антикоррупционной правозащитной организации также впечатляют: половина местных заводов производит нелегальный спирт, а почти каждый третий выпускает контрафактную продукцию. Потери бюджета эксперты оценивают в 12 млрд гривен — это 420 миллионов долларов. Но гораздо страшнее, что из-за самопальной сивухи гибнут сотни человек, около тысячи оказываются на больничных койках. Насколько эта проблема актуальна для приграничья? За ответом на этот вопрос корреспондент «Р» отправился в Волынскую область Украины.

Контрафактная водка заливает страну

Сообщения о том, что силовики «накрыли» очередной водочный заводик, который промышлял производством фальсификата, в украинских СМИ появляются регулярно: «Полиция при участии спецназа в один день провела 52 обыска на водочных мини-заводах в Тернопольской, Закарпатской и Львовской областях. Силовики обнаружили и изъяли 90 тысяч бутылок фальсификата и более 80 тысяч литров спирта на общую сумму 1,15 млн долларов».

И еще: «С начала года сотрудники налоговой полиции Запорожской области изъяли из оборота контрафактного алкоголя на полмиллиона долларов. В рамках операции «Акциз-2018» налоговики ликвидировали четыре подпольных цеха, в которых изготавливали алкогольный фальсификат».

Такие сообщения поступают со всей страны. В Киеве полиция обнаружила склад, в котором хранились 12 тысяч бутылок левой водки и 3 тысячи бутылок такого же вермута. В Тернополе закрыли подпольные цеха, где незаконно производили «элитный» алкоголь. Контрафактное пойло поставлялось в местные рестораны. Стоимость изъятого спиртного оценили в 150 тысяч долларов. Во Владимире-Волынском работники прокуратуры и полиции обнаружили более 500 ящиков контрафактного алкоголя с поддельными акцизными марками.

Как и в Беларуси, в Украине многие сельские жители водке предпочитают самогон. Купить его не проблема
Как и в Беларуси, в Украине многие сельские жители водке предпочитают самогон. Купить его не проблема

Дальше — больше. Служба безопасности Украины задержала шестерых дельцов, организовавших межрегиональную сеть по производству и продаже контрафактного спиртного:

— Производственные мощности по нелегальному изготовлению фальсифицированного алкоголя злоумышленники оборудовали на территории Запорожской, Киевской и Днепропетровской областей. Спирт они получали из автомобильного стеклоомывателя, после чего изготавливали контрафакт под марками известных украинских алкогольных брендов. Объемы производства — до 2000 литров в сутки, — сообщили в пресс-службе СБУ.

Два года назад в Украине произошел массовый случай отравления «паленкой» — погибли 70 человек. Полиция задержала в Харьковской области организатора подпольного цеха и троих его подельников — преступники смешивали пойло из метилового спирта с водой из-под крана. Свою «продукцию» они поставляли в пять регионов Украины…

Многие эксперты вал левого алкоголя связывают с ростом цен на спиртные напитки. 2 октября их стоимость снова увеличилась на 5—20 процентов. Пол-литра самой дешевой водки теперь стоит почти 90 гривен (1 рубль = 13,5 гривны). Продавать дешевле запрещено. Сухое вино обойдется от 42 гривен за бутылку. Коньяк, в зависимости от количества звезд, вырос в цене на 30—50 гривен, на 12 процентов — виски, джин и ром…

Че Гевара из Пищи

С Володей я встретился в пункте пропуска на белорусско-украинской границе. В магазине беспошлинной торговли он купил литр недорогого виски и две бутылки чилийского вина. Владимир живет недалеко от Шацка, летом принимает гостей в своем доме — благо до озера Свитязь рукой подать. В холодное время года перебивается случайными заработками. Сейчас, например, возит из Беларуси в Украину дизельное топливо. Говорит, к повышению цен на алкоголь относится неоднозначно:

— К постоянному подорожанию всего и вся мы, в принципе, привыкли. А что касается алкоголя, то я руководствуюсь подходом «лучше меньше, да лучше». Поэтому спиртное покупаю исключительно в дьюти-фри. Я согласен с позицией правительства: алкогольные напитки не должны стоить дешево. Но беда в том, что на столах многих украинцев дорожающую водку и коньяк заменяет бормотуха непонятного качества и происхождения. С контрафактом, по большому счету, у нас никто не борется. В принципе, даже в магазине и уж тем более в ресторане можно нарваться на подделку.

В магазине деревни Пища выбор алкоголя неплохой. Для сельского магазина — тем более. Коньяки разной звездности, вина украинского производства, с десяток водочных брендов. Есть ли контрафакт? Кто ж скажет? А на глаз определить сложно.

Интересуюсь у продавца «водочкой подешевле». Она удивляется вопросу:

— У нас вся водка настоящая, без подделок. Самая дешевая — 90 гривен. Выбирайте, что нравится…

Спрашиваю, где в деревне можно прикупить контрафакт, но тетушка непреклонна:

— Не занимаются у нас таким. Кому хочется односельчан травить? Потом еще хату спалят!

У магазина знакомлюсь с Витьком. Он из местных. Судя по внешнему виду, отношения с алкоголем у него складываются драматично. Черная борода и смуглая кожа делают Витька практически двойником Че Гевары. Расспрашиваю его об особенностях сельского алкогольного рынка. Пищанский Че вводит в курс дела:

— Точек по продаже водки у нас нет. Это я точно знаю — всю жизнь в деревне живу. А вот самогонку гонят. Если надо, могу достать.

Я соглашаюсь. Цена вопроса — 35 гривен за пол-литра. Витек предупреждает — за спиртным он пойдет один:

— Тебе не продадут. На точке только своим наливают.

Протягиваю 35 гривен. Че не уходит. Ждет. Просит и ему отсчитать на бутылку — за услугу. Даю еще 35. Посыльный идет вдоль улицы и вскоре исчезает за забором.

Ждать пришлось долго — минут 20. Я уж было собрался уезжать, но Витек все же вернулся. Карман его куртки характерно оттопыривался. Че извлек литровую пластиковую бутылку из-под колы, наполненную самогоном:

— Держи. Пей и не бойся. Сто раз проверено.

Деревня Пища. На точке самогон стоит 35 гривен за поллитра. За спиртным мой новый знакомый Витек пошел один
Деревня Пища. На точке самогон стоит 35 гривен за поллитра. За спиртным мой новый знакомый Витек пошел один

Свою долю Витек перелил в другую пластиковую бутылку. Протянул руку и, улыбаясь осеннему солнцу, пошагал прочь.

«Гнали, гонят и будут гнать»

В семи километрах от Пищи находится деревня Островье. Пытаюсь найти контрафактный алкоголь здесь — безрезультатно. Самогон — пожалуйста.

— Откровенной отравой у нас точно не торгуют. Село все-таки, все друг друга знают, — говорит местная жительница Ольга. — Но не скажу, что у нас эта «паленка» не ходит. Бывает, привозят из городов. Недавно несколько человек отравились. Среди них — профессор, который преподает в украинских и польских вузах. Приехал на родину, встретился с друзьями. Уха, шашлыки… Кто-то принес эту водку. В итоге все участники застолья оказались в больнице. Спасло их только то, что водки было мало, а людей много.

Сама Ольга магазинному алкоголю предпочитает домашние наливки или самогон. Я показал свой, купленный в Пище. Девушка внимательно осмотрела бутылку на свет, принюхалась, вынесла вердикт:

— Я бы его пить не стала. Покупать самогон у тех, кто гонит его на продажу, не нужно. Там тоже разного намешано. Может, даже метиловый спирт. Кто знает? Мой родственник делает немного, для себя. Вот его самогона я могу выпить и буду уверена, что обойдется без последствий.

Родственник-самогонщик — пенсионер Николай. Его самогонный аппарат установлен в сарае, подальше от посторонних глаз. Николай говорит, что «стратегические запасы» скоро будут исчерпаны — придется снова запускать дистиллятор:

— Есть такой анекдот. Сын приходит к папе и говорит: «Папа-папа, водка подорожала. Значит, ты будешь меньше пить?» — «Нет, сынок, это значит, что ты будешь меньше есть». Жестко, но как раз про наши реалии. У народа денег немного, а выпить хочется.

Потому и покупают самую дешевую отраву… Я думаю, повышение цен приведет лишь к тому, что люди будут еще больше покупать контрафактного алкоголя, который разливают неизвестно где. Ну и самогоноварение: у нас в каждой деревне самогон гнали, гонят и гнать будут. Себестоимость пол-литра самогона в 11—12 раз ниже стоимости бутылки водки в магазине.

Виски по-украински

В поисках контрафакта отправляюсь в Шацк. В местных магазинах изучаю цены и ассортимент. Самая дешевая водка стоит 65 гривен. Ниже, чем положено по закону. Как так? Продавец объяснить ее происхождение не смогла: «Сомневаетесь — берите другую». Наиболее дорогая водка стоит 336 гривен за бутылку 0,7 литра. Ценники на коньяк начинаются от 135 гривен.

 

 Сообщения о том, что силовики «накрыли» очередной водочный заводик, который промышлял производством фальсификата, в украинских СМИ появляются регулярно
Сообщения о том, что силовики «накрыли» очередной водочный заводик, который промышлял производством фальсификата, в украинских СМИ появляются регулярно

Но мое внимание привлекла бутылка с черной этикеткой. Уж больно она напоминала знаменитый заокеанский бурбон. Цена продукта — 100 гривен. Даже беглое изучение этикетки заставило удивиться. В верхней части бросается в глаза надпись whiskey, чуть ниже — второе, но более значимое слово — taste. По-русски — «вкус виски». Состав напитка к виски имеет такое же отношение, как морская свинка к морю: спирт этиловый «Люкс», вода питьевая, сахарный сироп, настой солода пивоваренного, колер, ароматизатор «Виски». Весь этот набор венчает пафосная надпись на английском: «Высокий стандарт качества». Да уж, выше некуда…

Производитель «виски» — частная компания из Днепропетровской области. Сайт компании не работает, а в Facebook у нее всего полторы тысячи подписчиков. Зато на сайте Антимонопольного комитета Украины размещена информация о том, что на прошлой неделе ведомство оштрафовало предприятие на 5,44 млн гривен за… схожее с западными брендами оформление этикетки.

Фальсификат пользуется спросом

В Шацке мне рассказали, что на городской окраине есть склад, где можно купить контрафактную алкогольную продукцию. Попасть туда не удалось, но люди знающие озвучили цены: бутылка водки стоит 35 гривен, бутылка коньяка — на 20 гривен дороже. Причем местные утверждают, что фальшивая продукция пользуется неплохим спросом. Одна из моих собеседниц рассказала, что покупала поддельное спиртное на свадьбу своему сыну. На вопрос, не боялась ли она отравить гостей, женщина ответила так:

— Можно сказать, что это место проверенное. Водка там поддельная, но вполне качественная, и бутылки выглядят, как в магазине. Я не слышала, что кто-то ей отравился. Поэтому покупали спокойно, а экономия получилась очень существенная.

Поддельный алкоголь, изъятый полицией у жительницы Волынской области
Поддельный алкоголь, изъятый полицией у жительницы Волынской области

В полиции Шацка без санкции областного начальства обсуждать нелегальный рынок алкоголя отказались. Но в приватной беседе полицейские рассказали, что в районе проблема контрафактного алкоголя не особо актуальна:

— О таких фактах давно не слышно. Самогон — да, гонят. Но искоренить самогоноварение вряд ли возможно. Тем более с нашими штрафами. Мы можем наказать нарушителя на 170 гривен. Это примерно шесть долларов. Кого такая сумма остановит?

В магазине деревни Мельники тоже заверили: липой не торгуют. Самый ходовой напиток — водка за 90 гривен. Часто покупают виноградное вино. Здесь оно стоит от 55 гривен. Но самогон на местных точках еще популярнее.

Покупатель Александр на дорожающий алкоголь смотрит со своей колокольни:

— Больше всего у нас дорожают крепкие напитки. Видимо, это должно стимулировать людей покупать вина или пиво. Но мне кажется, чем дороже будет спиртное в магазинах, тем больше им будут торговать нелегально.

Дельцы подделывают не только содержимое бутылок и этикетки, но и акцизные марки
Дельцы подделывают не только содержимое бутылок и этикетки, но и акцизные марки

Купить контрафактную водку мне все же удалось на рынке в Ковеле. Узнать нужную информацию оказалось делом 15 минут. Продавец в одном из павильонов объяснила, где продается «хорошее, но недорогое» спиртное. Торговец контрафактом, открывая багажник, уточнил:

— Из Беларуси? А чего так мало берешь?

— На пробу.

— Распробуешь — приезжай еще.

О том, что за водка и откуда, продавец распространяться не стал. Ответил кратко:

— Хорошие люди делают, не переживай. Спирт здесь этиловый, заводской.

Бутылку водки за 35 гривен не отличить от магазинной. Даже «акцизка» на месте. Наверняка фальшивая. Пробовать содержимое я не рискнул — «горілка» отправилась в ближайший мусорный бак.

Пресс-секретарь департамента защиты экономики Национальной полиции Украины Наталья Калиновская отмечает — чаще всего контрафактный алкоголь действительно маскируют под продукцию украинских изготовителей:

— Подобная деятельность может караться по двум статьям Уголовного кодекса Украины: «Незаконное производство и сбыт подакцизных товаров», а также «Использование поддельных марок акцизного налога».

В ведомстве советуют приобретать алкоголь в крупных торговых сетях. Там шансов нарваться на фальсификат гораздо меньше.

КОМПЕТЕНТНО

По данным Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД, за истекший период года в Беларуси  изъято 98 тысяч литров фальсифицированной алкогольной и спиртосодержащей продукции. Более 95 процентов контрафакта поступает в нашу страну из России. Второе место среди ближайших соседей занимает Украина.

— Как правило, это спиртосодержащие жидкости и водка без акцизных марок, — уточнила Вероника Посметьева, старший оперуполномоченный по особо важным делам ГУБЭП МВД. — Суррогат, неизвестно кем и когда, из каких компонентов и в каких условиях изготовленный, может привести к отравлению, обострению имеющихся заболеваний и даже к летальному исходу. Тем не менее подобная продукция пользуется популярностью у определенного круга лиц, ведь она стоит в три раза дешевле спиртного, которое продается в магазинах.

Зачастую незаконный оборот алкоголя выявляют и пресекают милиционеры в ходе оперативно-разыскных и профилактических мероприятий. Нередко о лицах, причастных к подпольному алкобизнесу, сообщают и добропорядочные граждане.

Сотрудники УБЭП периодически отрабатывают приграничные дороги. Недавно в Гомельской области задержали 24-летнего неработающего брестчанина, который умудрился оборудовать тайником лафет грузовика. В нем он перевозил 800 литров спиртосодержащей жидкости и 500 литров водки неясного происхождения. А при отработке трассы М-1 в Оршанском районе задержаны двое его земляков, в «Мерседесе» которых нашли 980 бутылок водки «Гжелка» и 1020 бутылок «Финской». Разумеется, без акцизных марок. В Гомельском районе выявили двух мужчин, которые везли 76 десятилитровых канистр со спиртосодержащей жидкостью, причем она гордо именовалась водкой «Финляндия».

В МВД напоминают, что в наказание за незаконный оборот алкогольной продукции физическое лицо может получить штраф от 10 до 100 базовых величин с конфискацией контрафакта. В случае выявления повторной попытки заработать на сером алкоголе можно лишиться не только товара, но и автомобиля, на котором он перевозится. Если же будет доказано, что в результате незаконной предпринимательской деятельности человек получил доход свыше тысячи базовых величин, наступит уголовная ответственность, которая влечет от 2 до 7 лет лишения свободы.

Фото автора

Павел Лосич,  «Рэспублiка»