Петр Петровский
Вчера меня просто накрыл один нехороший случай. Возвращаясь из Минска в Москву, участники одного мероприятия Союзного Государства на белорусско-российской границе столкнулись с большой неприятностью. Оказывается, граждан третьих стран не пропускают российские пограничники через пункты пропуска. При этом трасса Брест-Москва является центральной (М-1), а участники мероприятия, имевшие украинское и казахстанское гражданства, учатся в России и в ней же зарегистрированы.
На вопрос, почему их не впускают на территорию России, пограничники объяснили, что граждан третьих стран пропускают через белорусско-российскую границу только через международные пункты пропуска. Однако на белорусско-российской границе такой пункт пропуска только один. И находится он не на оживленных и центральных направлениях, а в медвежьем углу, на стыке границ России, Беларуси и Украины.
Это трехсторонний пункт пропуска «Веселовка» (белорусский) — «Сеньковка» (украинский) — «Новые Юрковичи» (российский). Он находится вне трасс «Минск – Москва» или «Витебск – Санкт-Петербург» и может представлять интерес в основном для украинских граждан, путешествующих на личном автотранспорте. Получается, что основным способом путешествия в Россию через Беларусь для граждан третьих стран сейчас выступает только авиатранспорт. Поэтому пришлось мне брать и ехать за студентами, получившими за три часа в каморке на границе «незабываемые впечатления».
Мы имеем нонсенс. Граждане третьих стран не могут фактически ехать транзитом через Беларусь в Россию наземным транспортом. С белорусской стороны никакого пограничного контроля на российско-белорусской границе нет. Более того, нет и пограничных служб на границе.
Я понимаю российскую сторону, обеспокоенную белорусским тридцатидневным безвизом. Однако возникает целая сумма вопросов.
- Беларусь и Россия имеют единую базу данных невъездных. Почему на границе просто не проводить паспортный контроль и не «отбраковывать» граждан третьих стран, не имеющих российской визы, которым она требуется? Ведь имеется опыт Шенгена, страны которого выдают как шенгенские, так и национальные визы и могут себе позволить, не допускать граждан только с национальной визой в другие страны Шенгена.
- Если же так нужны международные пункты пропуска, то почему бы не организовать их на основных трассах, а не ссылаться на один единственный на самом краю границы, вдалеке от основных магистралей?
- Да и зачем было это все вводить, если можно было просто ограничиться паспортным контролем и признать въезд на территорию Беларуси граждан третьих стран, которым не требуется виза в Россию, въездом и на территорию России?
Более того, местные нам рассказали, что можно было провезти этих самых граждан третьих стран по проселочным дорогам без шума и пыли. Т.е. пограничный контроль имеет непонятный и неэффективный характер. Он более похож на демонстрацию чего-то, нежели на обеспечение безопасности.
Поэтому, данный вопрос следует оперативно решать. Это в интересах поддержания имиджа двух стран и наращивания транзита. Ведь в противном случае, международный транзит будет идти не через белорусско-российскую границу, а через Прибалтику и Украину.