Инженеры вымирают. Появляются разработчики

Андрей Муковозчик

В Минске недавно прошел «финансовый хакатон». А в российском интернете одновременно вспыхнули и отгремели «бои» по поводу «Сколтеха». Хакатон – это двухсуточное соревнование разработчиков по воплощению неординарных идей и IT-технологий в финансовой сфере. А Сколтех – такой проект «Массачусетского технологического института», но – в Сколково. 

Начнем с науки. Российские интеллектуалы и некоторые инженеры критикуют ректора Сколтеха. Тот хочет, чтобы перестали учить «бесполезному сопромату», предлагает «экранировать инженеров от сложных математических расчетов», мол, пусть машины задачи решают. И образование предлагает сделать тысяч за 50 долларов в год, как в Массачусетсе, чтобы «рвали знания челюстями». А ему в ответ вспоминают вот что.

Владимир Григорьевич Шухов, чья гиперболоидная башня до сих пор стоит на московской Шаболовке, в свое время поставил ее расчет на поток. Он беседовал за чаем с заказчиком, а параллельно передавал команде счетоводов требуемые высоту, грузоподъемность и другие параметры. Пока самовар шумел, те по шуховским же формулам успевали просчитать и проставить все данные на стандартных (шуховских, опять же) бланках. Заказчику оставалось лишь подписать чертеж и смету.

Так вот, «из предлагаемого Сколтеха, — говорят противники «чисто болонского» подхода, — счетоводы выйдут. Но не выйдут ни новые Шуховы, ни даже люди, способные понять шуховские расчеты». Это достаточно очевидно: если ты не умеешь чертить, откуда возьмется пространственное воображение? А коль тебе не объясняли принцип действия двигателя, то новый тебе не придумать, только уже известные — чужие — комбинировать. И так далее.

Вернемся в IT-шный Минск, где первое место среди воплощенных неординарных идей заняло «приложение по учету личных расходов». Выигравшая команда вскоре представит Беларусь на международной конференции в Хельсинки. «Победители создали действительно уникальный продукт. Это решение имеет все шансы выйти на международный рынок», — похвалил разработчиков представитель поддержавшего хакатон банка.

Что же он делает, наш уникальный продукт, будущий триумфатор рынка? Программа сканирует чеки ваших покупок смартфоном и группирует траты по категориям.

Вдумайтесь: если вы ведете учет своих расходов, то вам обычно нужно самим вносить очередные суммы в таблицы или разносить по столбцам. Так вот, уже не надо! «Белорусская разработка делает это самостоятельно, стоит лишь поднести чек к камере телефона».

Слов нет, мы все за удобства. Чтобы легким движением пальца переслать откровенную фотку приятелю (и на серверы Гугла), направить паспортные данные в налоговую (и в базу данных Фейсбука), заполнить бланки Tax Free (и дать всему электронному миру сведения о пересечении тобой границ). За удобства мы готовы платить бездумностью – и, собственно, платим, примеров тому тьма.

Но давайте еще раз вглядимся в «новейшие разработки»: раньше тот, кто любит все скрупулезно подсчитывать, садился вечером и переписывал все чеки в тетрадку. Затем в телефон. А теперь чек достаточно сфоткать! И все!! Я не могу найти подходящих слов для выражения всей полноты чувств от того, как вот-вот изменится окружающий мир. Поэтому повторю уже классическое: «Это маленький шаг для человека, но огромный – для всего человечества!»

Полагаю, очередным революционным скачком должно будет стать уничтожение чеков как класса, а следующим – разработка по исчезновению и самих смартфонов. И вот тогда – тогда-то человечество, ежедневные покупки которого будут транслироваться прямо в мозг, и заживет, наконец, счастливо и удовлетворенно.

Если вернуться на землю, то в подобном продукте «по учету расходов», наверное, будут заинтересованы торговые сети. И он, быть может, даже принесет какие-то дивиденды своим создателям. И вообще, любой IT-шный продукт, сделанный в Беларуси, — только на пользу. Это понятно. Как, разумеется, никто не станет отрицать возможную необходимость и определенную полезность таких «новых» технологий. Но становится немного грустно от масштабов задач, которые ставят перед собой современные разработчики. Пришедшие на смену тем инженерам, которые работали с термоядом, рассчитывали космические двигатели, строили гиперболоидные башни.

И несколько тревожно от осознания того факта, что если сделать упор лишь на воспитание и выращивание подобных разработчиков, то мы не получим не только «белорусского Стива Джобса». Но и заслуженного учителя математики — как Александр Маркович Фельдман, к примеру. Или таких академиков-физиков, как Рем Иванович Солоухин или Борис Иванович Степанов. Специалистам понятен масштаб фигур, для интересующихся есть смартфоны.

А ведь, создав Парк высоких технологий, которому многие завидуют, мы втайне, согласитесь, на нечто подобное все же рассчитываем.

«СБ. Беларусь сегодня»