В саду Стародорожского плодоовощного завода ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» завершается сбор первого полновесного урожая — и это больше, чем просто событие районного масштаба, красивая картинка плодоносящих яблонь и хороший результат в виде 70 тонн собранных плодов. Это отражение государственной политики по развитию садоводства в зеркальной глади практики, которое дает много тем для размышления и профильным специалистам, и читателю. Интересно? Отправляемся в путешествие по саду и читаем дальше!
— Уже получено 70 тонн яблок, и это начало: сад молодой, он заложен в 2011 году, — рассказывает директор завода Виталий Владимирович Марковец. — Тогда стартовала программа развития плодоводства в Беларуси. Ежегодно к плантации прирезаются участки молодых посадок (в этом году — три с половиной гектара). Срок активной жизни яблони — 14 лет, расцвета сил она достигает на 5-8-й год. Года через три основная масса деревьев войдет в полную силу. Тогда мы и ждем пика плодоношения и настоящих результатов.
Честное слово, увидь я эти яблоки на полках супермаркета — решила бы, что они импортные: крупные, наливные, яркие. Видно, проходят времена, когда понятие «белорусское яблоко» ассоциировалось с невзрачным фруктиком, маловесным и блеклым… Невысокие, по нынешней садовой моде, деревца просто усыпаны тесно сидящими на ветках плодами сочно-бордового, ярко-красного, дымчато-лилового цветов, каждое из которых весит в среднем граммов 400. Есть и экземпляры покрупнее.
— Недавно интересу ради взвесил одно яблоко — 650 граммов потянуло, — сообщает стратег, тактик и практик развития сада — опытный агроном Владимир Гордашников. — А вообще с одного дерева сегодня собираем до 25 килограммов плодов.
На яблоне я насчитала 21 яблоко — это кроме опада и тех, что уже сняты. Просто удивительно, как маленькое деревце может «выносить» и выдержать на своих ветвях такую ношу! Да, таковы современные сорта: «имрус»,«олеся», «белорусское сладкое», «имант». Все это — отечественная селекция. Интересно, что нашла свое место рядом с этими детьми садоводческого прогресса и добрая старая «антоновка».
Виталий Марковец характеризует ее как «шикарное яблоко, в меру кислое и сладкое, идеальное для переработки». Многие современные сорта созданы на базе подвоя этого старинного сорта; «антоновка» передает им в наследство свою устойчивость к болезням. А самый большой спрос у потребителей — на «имант». Яблоко это звонко-хрустящее, кисловато-сладкое, сочное и нарядное.
Длинные ряды усыпанных спелыми плодами деревьев уходят вдаль — не охватишь взглядом. Плотная сетка по периметру защищает плантацию от любителей нежной яблоневой коры— зайцев. В любую пору года это очень красивое место: в дни весеннего цветения, летнего поспевания яблок, осеннего плодоношения и даже зимой. Настоящее украшение земли! И — большое богатство, ценность которого будет раскрываться с каждым годом.
Сегодня площадь сада — 55 гектаров, на которых высажено 36 тысяч яблонь. Каждый год плантация прирастает рядами молодых саженцев (в этом году — на три с половиной гектара).
Первый урожай завесил около двадцати тонн. В прошлом году ожидали хорошего результата, но яблоневый цвет побило заморозком (эта угроза существует всегда: у нас — зона рискованного земледелия, не самый хороший климат для плодовых деревьев). Вот даже немного южнее, на Брестчине — слегка теплее, но это «слегка» для садов имеет огромное значение. Так стоит ли развивать отрасль или надо ограничиться традиционными для наших широт сельскохозяйственными задачами — картофель, мясо, молоко?.. Ведь с советских еще времен при формировании политики развития АПК повелось убеждение, что фрукты — это «не наше», их всегда импортировали из Молдовы и Украины.
— Выращивание фруктов, ягод, овощей — перспективно, — уверен Виталий Владимирович. — Это одно из самых высокорентабельных, доходных направлений по сравнению с другими сельскохозяйственными культурами, даже в наших условиях. Все просчитали ученые, когда разрабатывали Программу развития садоводства в Беларуси, и практика подтверждает данные выводы. Проблему импортозамещения по фруктам решать можно и нужно. Так же, как и насыщать ими рацион питания людей. Отдельная актуальная тема — создание интеграционных комплексов, включающих полный цикл производства, от выращивания до переработки с последующей реализацией продукции…
Старт направлению был дан в 1997 году, когда раскрутку плодоводства в республике начали практически с нуля. Как водится, резко «стартанули» с места, не все учли. Вот и в нашем районе земли под сад предприятия были отведены откровенно неважнецкие: песочек да гравий.
«Карьер бы тут открыть!» — шутят все время работники сада. Не было времени как следует подготовить почвы, что важно. Но начало было положено, а дальше дорабатывали все вопросы в процессе: искали правильные решения, подбирали нужные сорта, учились на ошибках. Начали прикупать технику: например, агрегат для внесения органики прямо под деревья. Но сколько еще всего нужно приобрести и внедрить, чтобы «достать» до современного уровня европейского садоводства! Там сегодня уже устанавливают датчики на деревьях, которые сигналят, указывая на приближение гибельной для деревьев парши…
Мы не идем пока вперед семимильными шагами, но и на месте уж точно не стоим: таких белорусских яблок, как теперь, раньше не бывало. А учась на опыте соседей, можно даже учесть и миновать какие-то ошибки: например, именитые садоводы-поляки сегодня уже напрочь отбросили практику борьбы с болезнями коры, которая у нас еще только внедряется.
Из мировой практики заимствован следующий ориентир в садовом деле: переход на карликовые формы яблонь. В нашем саду, например, все — «полукарлики». Но абсолютные «гномы» еще более урожайны (в Голландии получают до 90 кг плодов с одного дерева) и при этом более экономичны во всех отношениях: занимают меньшую площадь земли, потребляют меньше воды и удобрения, удобнее в обработке. В обработке, обрезке ветвей, сборе плодов — все на расстоянии вытянутой руки, так что получается еще и экономия трудозатрат. В итоге снижается себестоимость продукции. Не случайно голландская пословица гласит: «Доход в садоводстве определяется количеством ступенек у садовой лестницы…»
Плодоносить эти малютки начинают уже через 3 года. Их яблоки крупнее, ярче окрашены, имеют повышенное содержание питательных и биологически активных веществ за счет лучшего освещения крон. Вместе с тем такие деревья требуют постоянного хорошего полива и боятся сильных морозов (корневая система залегает неглубоко).
Сбор плодов в саду ведут ежедневно. Начинается он часов в 10, когда на яблоках обсохнет роса. Заняты на этой работе шесть человек, а всего в саду работают двенадцать. Аккуратно уложенные в картонные ящики плоды отправляются на плодоовощной завод, а оттуда — в райпо и крупнейшие торговые сети страны — «Евроопт», «Корону». Охотно берут наши яблоки слуцкие и бобруйские торговые точки. Сегодня на прилавках магазина должно быть представлено от 2 до 6 наименований отечественных яблок, и это правильно: свое, родное, чище и полезнее. Фрукты из сада плодоовощного завода получают школьники и малыши в детских садах. Остается и на переработку: на сок, нектар, пюре и повидло, которые тоже найдут своего потребителя.
Экспериментируют в саду и с другими культурами. Интересное направление — американская голубика, очень популярная сегодня ягода, дающая 8-12 кг ценных ягод с куста. Однако это – уже другая история.
Инна Кандаурова