Владимир Волчков
А не спешите хоронить традиционные СМИ. И пускай поколение селфи не отрывает глаз от смартфонов, социальные сети ломятся от подписчиков, а блогеры множатся в геометрической прогрессии. Да, центр общения молодежи переместился с дворовых и дискотечных тусовок в сеть. Интернет дает прекрасные возможности поболтать, высказать свое уникальное мнение, позлословить или попытаться убить собеседников интеллектом… Но когда речь заходит о серьезной информации, канал коммуникаций традиционных СМИ незаменим. Во время семинара в Минске менеджер международного консалтингового агентства CEO mc Group Харальд Цулауф из Германии четко обозначил европейские тенденции: если хотите выйти на западный рынок, без сотрудничества с газетами, журналами и телевидением не обойтись. Новомодные каналы коммуникации можно использовать. И стоимость их привлекательная. Но эффективность прямо пропорциональна. Нет, европейцы не чураются сетей, блогов и других электронных забав. Но доверие к размещенной там информации — минимальное.
Особенно к сетевым независимым ресурсам скептически относятся в северных государствах. Как отметил эксперт, уровень доверия к соцсетям не превышает 10 процентов. Жители средиземноморского региона более легкомысленны, но даже в южных государствах максимум 20 процентов аудитории всерьез воспринимает такую информацию. Харальд Цулауф рекомендует: 90 процентов рекламного бюджета логично тратить на традиционные СМИ. Иначе навряд ли удастся заполучить сердца потребителей.
Самое интересное, что скептическое отношение к тем же соцсетям не мешает CEO mc Group консультировать, например, Facebook.
Словом, на Западе все уже «наелись» «тотальной свободы слова». Наверное, определенная аудитория с этим тезисом не согласится. Найдется немало экспертов, фрондирующих политиков и общественных деятелей, которые будут утверждать: все будет интернет. Козырять количеством посещений своих ресурсов и количеством постов. Кто на информационном поле главный – вообще тема длинной дискуссии. Но прагматичные капиталисты голосуют за традиционные СМИ. Да, они старомодны, но эффективны.
Белорусский специалист в области пиар Андрей Эзерин в целом поддержал выводы своего зарубежного коллеги: сегодня производителям приходится работать в информационном хаосе. Когда информация, гуляющая по разным каналам коммуникаций, зачастую не подвергается даже самой грубой фильтрации, как это происходит в традиционных изданиях. Поэтому количество фейковых публикаций и новостей зашкаливает. Иногда сообщения весьма противоречивы: одни пишут про пользу того или иного продукта, ссылаясь на какие-то исследования, а другие, наоборот, говорят о смертельной опасности при его употреблении. И тоже ссылаются на какие-то научные данные. Правда, если проявить скрупулезность и докопаться до первоисточников, то окажется, что «исследованиями» могла заниматься какая-нибудь любительская лаборатория по уровню квалификации сотрудников, но с громким названием и пропиской в каком-нибудь приличном европейском научном центре. Арендовать комнату в офисном центре в Оксфорде или Женеве не проблема.
Словом, люди устали от информационного нигилизма. И соскучились по достоверным публикациям. Даже если спорным, то выполненным профессионально, по канонам старой доброй журналистики, принципы и технологии которой формировались столетиями. «Ценно то, что редко. Правда – редкость», — сделал вывод Андрей Эзерин.
Собственно говоря, у нас в стране еще витает эйфория всемогущества современных технологий в коммуникационном пространстве. И бюджеты на «диджитал» увеличиваются, а на другие виды рекламы снижаются. Но несколько лет назад такая же картина наблюдалась на Западе. А по менталитету мы все-таки ближе к серьезным северным народам. Поэтому час традиционных СМИ, в том числе и печатных, еще не пробил. По всей видимости, у них скоро должно открыться второе дыхание.
Владимир Волчков, «Рэспублiка»