В Минске завершился фестиваль документального кино «Евразия.DOC».
В нем приняли участие как известные, так и начинающие кинодокументалисты из Азербайджана, Армении, Беларуси, Германии, Италии, Казахстана, Молдовы, России, Таджикистана, Украины и Эстонии.
В рамках Третьего фестиваля «Евразия.DOC» в Минске также прошёл молодёжный конкурс короткометражных документальных фильмов социальной направленности «Евразия.DOC: 4 минуты». География участников широка — от Приднестровья до Урала и Средней Азии.
«В расширении тематики Фестиваля я вижу скорее плюс, — заявил известный российский журналист, Председатель жюри фестиваля Владимир Мамонтов. — Вообще, изначально он был задуман скорее как политический — отстроенным, заточенным. Это тоже дело хорошее, я не против, но жизнь интереснее и шире чем политика. Политика в чистом концентрированном виде — это вообще отрава, она вряд ли может существовать и как-то абсолютно сочетаться с творчеством. Я как председатель жюри на этапе отбора просмотрел много фильмов… Если люди присылают острые картины в политическом жанре, мы же им не отказываем, наоборот — приветствуем. Если присылают размышления о жизни, мы не отказываем и тоже приветствуем. Мне кажется, что многоцветность лучше такого серого монохрома, особенно когда речь идет о фестивале. Отдельное художественное произведение может быть черно-белым и даже серо-белым, каким хотите, но, когда у нас фестиваль, хочется разнообразия, какой-то палитры. Поэтому я за то чтобы Фестиваль был шире. Неважно в каком жанре сделан фильм, главное, чтобы его делал профессионал и делал это с душой, с творческим подходом и тогда всё получится.
«В этом году мы поставили очередной рекорд, — рассказал журналистам директор Фестиваля Валерий Шеховцов. — Меня пугает только одно, как этот рекорд поддерживать в будущем. В 2018 году к нам поступило более 150 заявок из 23 стран. Такой масштаб, конечно, несколько неожиданный для нашего молодого фестиваля. Но, по-видимому, в профессиональных кругах мы становимся достаточно известными и заметными. Не все фильмы были фестивальными, но большинство из них это крепкие, сильные работы. Нам достаточно сложно было отобрать из них лучшие. Как минимум 50 фильмов были достойны оказаться в Программе. Но мы были ограничены форматом мероприятия, его временными рамками. Поэтому выбрали 24 картины, которые успеем продемонстрировать во время проведения Фестиваля. Логика проекта диктует иногда свои решения. В какой-то момент отборочного тура мы пришли к выводу, что эти наши 24 фильма каким-то образом сформировали из себя тематические блоки. Совершенно очевидно, что у нас есть блоки, связанные с политикой, обществом, культурой, с историей и человеком. Мы даже как-то с коллегами определились, что будет такой раздел — «Судьба человека». Действительно, в Программе есть такие фильмы, которые подтолкнули нас к пониманию того, что нужны не только картины общественно, социально значимые, но и фильмы о конкретных людях, конкретных судьбах. Это очень важно, поскольку из конкретных людей, из конкретных судеб и складывается наше общее евразийское пространство».
Фильмами-победителями названы «В поисках веры», Асия Байгожина, Казахстан; «Они убивали ангелов», Александр Атрашевский, Беларусь; «Песни Абдула», Анна Моисеенко, Россия, Таджикистан; «Форсаж. Возвращение», Наталья Гугуева, Россия; «Антарктида. На край света», Сергей Торбик, Беларусь (Специальный приз Министерства информации Республики Беларусь).
Практически все представленные картины были отмечены специальными призами и дипломами.
Виктория Трикало