В Минске и в Гродно прошло второе заседание школы журналистики «Мастерская BY-RU».
В столице 15 октября мастер-классы провели главный редактор и создатель журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин, декан факультета философии и социальных наук публицист Вадим Гигин, кандидат филологических наук, редактор отдела редакции газеты «7 дней» Елена Еловик.
Занятие прошло на базе Белорусского телеграфного агентства. Учеников школы приветствовал заместитель генерального директора по идеологии БЕЛТА Сергей Адерихо. Он пожелал собравшимся удачи на нелегкой, но интересной журналистской тропе и выразил надежду, что занятия в школе принесут реальную пользу и повысят профессиональное мастерство.
На следующий день, 16 октября, школа открыла свои двери в Гродно. На занятия пришли студенты Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, а также молодые сотрудники районных газет.
«Нам очень приятно, что именно Гродно и «Гродзенская праўда» стали местом проведения такого замечательного международного проекта, – отметила главный редактор «Гродзенская праўды» Лилия Новицкая. – Мы первые в республике его начинали в прошлом году, и у нас уже есть первые выпускники, которые получили дипломы, встретились с очень интересными и творческими людьми из России и Беларуси. Думаю, что это придало им огромный импульс в работе. Во всяком случае по нашим молодым журналистам, которые прошли курс обучения, это заметно. Огромное спасибо организаторам за высокое качество нашего проекта. Очень приятно всегда видеть в наших стенах молодых людей, у которых огромные перспективы. Мы смотрим на них с особым пристрастием еще и потому, что надеемся среди них найти будущих сотрудников «Гродзенскай праўды». Мы очень заинтересованы в молодых кадрах, сегодняшних студентах или начинающих журналистах из районных газет. Поэтому учитесь, приобретайте свежие знания, применяйте их в своей работе и у вас будут прекрасные перспективы».
Виталий Лейбин говорил о современном репортаже и делился опытом написания таких материалов.
Для хорошего автора, по мнению редактора популярнейшего издания, рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными. И тот факт, что в последние годы репортаж все больше и больше насыщается элементами анализа, говорит о неограниченных потенциальных возможностях этого жанра.
«Теперь он активно вбирает в свою орбиту и элементы публицистического осмысления действительности. Все чаще мы наблюдаем, как автор репортажа на страницах газет делится не только собственными впечатлениями и чувствами, но и мыслями, – отметил выступающий. – При этом авторские раздумья могут разворачиваться на фоне исторических параллелей, литературных реминисценций, сложных современных реалий».
Усиление аналитического и публицистического начала в репортаже, как считает спикер, – не просто дань моде, а практическая необходимость в более полном освещении и отображении действительности во всей ее сложности и многогранности.
Виталий Лейбин рассказал о своих 10 секретах создания хорошего репортажа: быть внимательным к существенным деталям, выделить переломные события и поступки героев, рассказать предысторию и собрать открытые факты по теме, переформулировать тему, не боясь выводов и обобщений и т.д.
На конкретных примерах из журнала «Русский репортер» его редактор доходчиво объяснил, что обогащение репортажа и расширение его возможных границ происходит постепенно. В результате тесного взаимодействия репортажа с другими жанрами появляются различные его разновидности.
Как показывает журналистская практика, репортеры стали чаще обращаться к игровым заголовкам с интригующим лидом. Это позволяет авторам публикаций по-своему интерпретировать происходящее, выдвигать собственные оценки и суждения, изображать событие сквозь призму индивидуального события и многое другое.
Таким образом, резюмировал докладчик, репортаж, который рождался и первоначально развивался как сугубо информационный жанр журналистики, сегодня подвергается качественным изменениям за счет обогащения своей жанровой структуры элементами других жанров. Данный факт свидетельствует о том, что с каждым годом интерес к репортажу растет. В том числе и у молодых авторов, которые не боятся отойти от традиционной официальной подачи информации, преподнести ее живо, ярко, эмоционально.
Поэтому есть стимул продолжать писать репортажи, совершенствуя свое мастерство, расширяя спектр проблематики и тематики материалов.
Елена Еловик в своем выступлении рассказывала о психологической культуре журналиста, основанной на психологии как науке. Она заметила, что необходимо уметь соединять психологические знания с профессиональной, правовой и нравственной культурой, с социологическими методами познания и отражения действительности.
«Опыт работы СМИ показывает, что существуют некие скрытые механизмы, которые оказывают большое влияние на восприятие журналистских текстов. Это и есть психологический контекст восприятия, – рассуждала спикер. – В журналистский деятельности его сложно «распознать», а поэтому мы его редко учитываем. Между тем, журналистская деятельность претендует на то, чтобы воздействовать на сознание и поведение людей».
На ее взгляд, при определенном воздействии на аудиторию можно вызывать одни и те же эффекты, такие, как эффект «навязывания повестки дня», эффект «приукрашенной действительности», эффект «переключенного внимания», эффект «ярлыка» и многие другие.
Выделить, идентифицировать определенный эффект восприятия важно для того, чтобы определить слагаемые эффективности журналистского произведения, а также для того чтобы понять популярность или непопулярность того или иного материала.
Если читатель и зритель знают, что представляют собой эффекты восприятия и каким образом «строятся» тексты, то журналисту будет гораздо сложнее манипулировать им и вводить его в заблуждение.
Более подробно Елена Еловик остановилась на эффекте «перепрограммирования». Данный термин широко используется специалистами по информационным войнам. Перепрограммировать – значит заставить читателя или зрителя «смотреть на мир чужими глазами».
Существует определенный тип журналистики, который нередко подменяет трагедию анекдотом, имеет привычку корчиться и гримасничать по всякому поводу.
Читатели в перестроечные времена стали свидетелями того, как СМИ вместе с образом врага разрушали и образ хозяина, дома, защитника родины. Особенно сильно досталось различным персонажам истории, которых разоблачали с таким же рвением, с каким ранее возводили последних в герои. Так, в 1997 году «Общая газета» поместила публикацию, основанную на размышлениях генерала Дудника, поставившего под сомнение подвиг 19-летнего Александра Матросова.
По мнению военного, подвиг герой совершил из-за непрофессионализма: не смог подавить пулемет автоматным огнем и гранатами. Генерал считает, что за пулеметчиком следили работники особого отдела, и пулям от своих Матросов предпочел немецкие. Однако осведомленный в военном деле читатель может усомниться в непрофессионализме самого автора, который пишет, что Матросов «закрыл амбразуру ДОТа». Дот – долговременная огневая точка, представляющая огромное железобетонное сооружение с большими и высокими амбразурами, даже одну из которых телом закрыть невозможно, в отличие от маленькой амбразуры пулеметного дзота – деревоземляной огневой точки. А ведь именно дзот фигурирует в документальных свидетельствах о подвиге А. Матросова.
Однако большинство читателей не станут вникать в незначительные, на первый взгляд неточности, запомнив лишь суть материала.
Исключительная сложность психологического контекста восприятия, на взгляд спикера, определяется тем, что складывается он под влиянием не только качеств самого материала, но и общей ситуации, в которой опубликован материал, включая как социально-политическую атмосферу в обществе в целом, так и особенности конкретного момента, настроения и специфики аудитории. Кроме того, психологический контекст нередко бывает неуловим. Если логическую ошибку или стилистическую шероховатость выявить нетрудно, то факторы психологического контекста не всегда и не сразу бросаются в глаза.
В рамках Школы журналистики «Мастерская BY-RU» во время занятий состоялись мастер-классы: ученики попытались самостоятельно сделать стрим и рассказать интересную историю в репортажном стиле. По их замечательному настроению и аплодисментам в конце уроков можно было судить, что занятия прошли интересно и с пользой для каждого из них.
СПРАВКА: Школа «Мастерская BY-RU» появилась как совместный проект Белорусского союза журналистов, Белорусского республиканского союза молодежи, международного медиаклуба «Формат А-3» и гражданской инициативы «Друзья – Сябры». Занятия в «Мастерской BY-RU» продолжатся до мая.