ЭНЕРГИЯ БАЙКАЛА. ЧАСТЬ III

Говорят, что лето на Байкале столь же короткое, как поцелуй любимой женщины. Друзьям-Сябрам удалось уловить буквально последние мгновения этой замечательной поры.

Впечатляет?
Впечатляет?

Байкал, самое глубокое в мире озеро, или как его называют Северное море, открылся нам во всем величии и красе. Мы плыли на кораблике с чудным названием «Бабушкин», стараясь надышаться чудотворным сибирским воздухом и успевая запечатлеть в своем котелке-файлообменнике красоту здешних мест. Вглядывались в бескрайнюю изумрудно-бирюзовую гладь, прикидывая длину географического «полумесяца»: озеро протянулось с юго-запада на северо-восток на 636 километров — почти что расстояние от Минска до Москвы!

Кстати, по дороге в Сибирь, в салоне самолета вместе с нами в Сибирь летела группа немецких туристов, которых сюда, по всей видимости, вело желание увидеть далекую и таинственную землю, которую в 18 веке их предки осваивали вместе с русскими. Рассказывают, что местные экскурсоводы так демонстрируют потомкам Канта масштаб Байкала: «накладывают» на карте Германии озеро Байкал – и оно занимает почти всю территорию Фатерлянд. Oh ja! Wow!

Северное море – гигантский резервуар воды. Если представить все запасы пресной воды человечества в виде стакана, то его четверть принадлежит Байкалу. В нем воды больше, чем во всех вместе взятых пяти Великих озерах Северной Америки!

«Бабушкин» — звучит по-семейному
«Бабушкин» — звучит по-семейному

Настоятельно советуем прибывшим сюда, прежде чем отправиться на водную прогулку, посетить единственный в России музей озера, который находится в поселке Листвянка.

В музее Байкала
В музее Байкала

Создается впечатление, что экскурсоводы знают о своем Северном море от а до ижицы! В огромных аквариумах, куда поступает вода из самого озеро, увидите знаменитого омуля, хищного сига, голомянку с прозрачной кожей. А еще здесь обитает игривая нерпа, которая, увидев нас, начала резво двигаться, выписывая элементы то ли польки, то ли крутухи. А, возможно, девчушка банально разволновалась, увидев столько пристальных глаз, сверлящих красотку сквозь мутное стекло.

Никогда бы не подумали, что так увлекательно и интересно можно рассказывать про различных мальков, микроскопических рачков, которые, по утверждению ученых, очищают байкальскую воду. Видимо, экскурсоводы брали уроки мастерства у великого земляка Валентина Распутина, который похоронен в Знаменском монастыре Иркутска. Вот как представитель «деревенской прозы» описывает эту самую мелюзгу:

«Второе, вслед за голомянкой, чудо Байкала, которому обязан он своей исключительной чистотой, – рачок эпишура. Не быть бы Байкалу Байкалом без этого веслоногого рачка, едва заметного на глаз, удивительно работоспособного и многочисленного, успевающего за год раз десять, а то и больше профильтровать всю байкальскую воду. Этот чистюля не терпит ничего постороннего — выносится ли оно реками, выбрасывается ли оно с судов, терпит ли бедствие. Через два-три дня утонувшего в Байкале искать бессмысленно. Эпишура самоотверженно бросилась и на ядовитые сливы с целлюлозных заводов, но эта начинка оказалась ей не по силам, и она принялась гибнуть. Науке никогда не узнать, сколко видов животных и растений водилось в Байкале в счастливые для него времена. Один за другим они начинают сейчас исчезать».

В колбе— та самая трудящаяся мелюзга Байкала
В колбе — та самая трудящаяся мелюзга Байкала

В музее Байкала рассказали, что озеро — своеобразный прообраз мирового океана, биосферы, места, где протекают геологические процессы и образуются новые виды. Возьмем, скажем, байкальскую нерпу, которая попала сюда 800 тысяч лет назад! За это время бесчисленные популяции наших предков расселились по всему земному шару, причем каждая развивалась своим путем. Возникло разнообразие средств защиты от инфекций, и считается, что именно благодаря этому человечество смогло выжить. Нерп в Байкале всего 100 тысяч, поэтому им, чтобы продолжить потомство, приходится вступать в родственные браки.

Здесь же, в музее, мы столкнулись с нашим земляком, Яном Черским, а точнее с его бюстом, и это вызвало у белорусской делегации бурю эмоций. Иван (Ян) Черский – выдающийся ученый, один из исследователей озера Байкал. Экскурсовод объяснил, что его в этих краях считают поляком. Но мы поспешили развенчать сию версию.

Наш земляк Иван (Ян) Черский
Наш земляк Иван (Ян) Черский

Дело в том, что Ян Черский родился в Витебской губернии, однако волею судьбы оказался сослан в Сибирь, где и написал немало своих бессмертных трудов. Есть данные, свидетельствующую о том, что в ссылке он переписывался с семьей на белорусском языке. Фактов же, говорящих о том, что известный ученый хотя бы владел польским, в наличии нет. А ведь на каком языке человек мыслит – к такой национальности он и принадлежит.

На берегу

… И вот мы плывем на теплоходе, любуясь живописными берегами, горными хребтами, на которых, по рассказам, растут даже вожделенные эдельвейсы, цветы любви и удачи.

Болтаем о том о сем, прикидываем, осмелится ли кто-либо из нас искупаться в прохладной водичке. Чарующая природа, пьянящий воздух, хорошая компания, улыбки, смех, тосты, подколки, щелчки фотоаппарата – кажется, что все начисто забыли о повседневной рутине и земных проблемах.

Хроника безоговорочного счастья Тамары Вятской
Хроника безоговорочного счастья Тамары Вятской
Андрей и Алексей явно заметили фотокамеру
Андрей и Алексей явно заметили фотокамеру

Высадившись на берег, тут же пробуем воду – она действительно очень вкусная, по составу, по утверждению специалистов, приближена к дистиллированной. Интересно, что вода из Байкала не питает никакие колодцы и скважины. Она вообще никуда не уходит, а лишь вытекает через Ангару. Ученые провели исследования: пробурили скважину на берегу – но в ней была не байкальская вода, она сильно отличалась по химическому составу.

Народ расползался по береговой линии: одни сбросив обувь, тут же свершили акт омовения, другие выискивали красивые камешки, чтобы увезти их с собой на долгую память, третьи – просто брели вдоль воды, думая о чем-то своем.

Даже издалека видна прозрачная вода Байкала
Даже издалека видна прозрачная вода Байкала

Затем всей компанией направляемся к одному из многочисленных тоннелей Кругобайкальской железной дороги, которая среди подобных сооружений считается красивейшей в мире. Это, между прочим, самый короткий по протяженности маршрут огромной Транссибирской магистрали, однако именно он вызвал при строительстве наибольшую трудность. Словно сама природа противилась земным планам: с одной стороны, скалы, а с другой – грозные воды Байкала не давали развернуться стройке века.

Тоннель, выложенный тесаным камнем, видели своими глазами и не могли поверить, что все это сработано еще при царе и сохранилось в отличном состоянии.

Из этого тоннеля выскочил поезд с золотом Империи
Из этого тоннеля выскочил поезд с золотом Империи
«А тоннели выводят на свет»….
«А тоннели выводят на свет»….

Краткая историческая справка: в мае 1891 года царь Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали. Железнодорожный путь по берегу Байкала был построен в основном за два года и три месяца (!) и сдан в эксплуатацию почти на год раньше намеченного срока.

Нас пригласили пройти в глубь тоннеля. Одного фонаря экскурсовода явно не хватало на всю группу, благо смартфоны благодаря своему расширенному функционалу осветили нам непроглядную тьму.

Притормаживаем и чего-то ждем. Вдруг на стене тоннеля появляются титры, а затем мелькают черно-белые кадры. Начинается фильм о том, как в 1920 году во время гражданской войны прямо здесь, где мы сейчас стоим, промчался поезд с золотым запасом Империи, захваченный армией Колчака в Казани.

Как только эшелон выскользнул из тоннеля, произошел взрыв и двести тонн золота поглотила бездна Байкала.

За почти вековую историю эшелон с драгоценным грузом превратился в поезд-призрак, а золото Колчака стало одной из самых таинственных загадок двадцатого века. Мы решили не заниматься бесплодными поисками: во-первых, кораблик «Бабушкин» не стал бы так долго ждать нашу экспедицию, а, во-вторых, местные краеведы уверяли нас, что увиденный фильм – всего лишь красивая легенда, далекая от правды, а на самом деле никаких сокровищ-то и нет. Из чувства такта мы кивнули в знак согласия, однако настоящий журналист – персона сомневающаяся, ему нужно не только ознакомиться с фактом, но и попробовать последний на вкус, покрутить-повертеть его со всех сторон…

«А у нас на Байкале….»
«А у нас на Байкале….»

А тут еще бравый казак, рассказывающий нам об истории родного края, посеял недоверие: показал из своей личной коллекции уйму ценных раритетов, среди которых царские червонцы, старинное оружие, золотишко высшей пробы…

Из личной коллекции гида
Из личной коллекции гида

Хотя на фоне величественной симфонии Байкала беседы о тленном, материальном выглядят не совсем созвучно окружающему миру. Хочется думать о чем-то вечном, непреходящем, светлом и чистом, как байкальский воздух.

Закат на Байкале
Закат на Байкале

Поскольку в этих краях принято «бурханить», то бишь задабривать местных духов, «Друзья-Сябры» решили заняться этим прямо на палубе. Гид указал несколько способов простейшего шаманства: можно бросить монетку, завязать ленточку, макнуть палец в стакан горячительного и при этом загадать желание. Для верности мы проделали все три процедуры, причем каждый, что естественно, загадывал сокровенное, личное. А все вместе, разом, крикнули так, чтобы услышали даже пролетающие мимо чайки, кулики и орланы: «Беларусь и Россия! Дружба навеки!»