Гламур против здравого смысла
Осень — и для модников наступило время обновлять гардероб. Дизайнеры отгружают в магазины новые коллекции, fashion–публика готовится к немаленьким тратам, а меня, признаться, берет тоска. Знакомая с фанатичным блеском в глазах заказывает 5–летней дочке джинсы от Юдашкина и белый пуховичок от Биаджотти. Маленькой Анечке в очередной раз предстоит гламурная пытка: подружки в садике будут топать по лужам в резиновых сапогах, собирать букеты из опавших листьев и набивать карманы каштанами, и только Аня обречена грустным столбиком стоять в стороне. Не бегать, не прыгать и не играть, чтобы не испортить дорогие одежки. Иначе мама вечером устроит скандал: она хочет после работы совершить променад по улицам, одетая в брендовые вещи, с ребенком, как будто сошедшим со страниц глянцевого журнала, а выпачканный белый пуховичок — это совсем не стильно. Зато дыру в бюджете пробивает о–го–го.
Где кончается стиль и начинается абсурд? Когда погоня за модой отодвигает в сторону элементарный здравый смысл? Почему полиэстер с ярлычком раскрученной марки стоит дороже монгольского кашемира — настоящего, но без рекламы и понтов? Когда историк моды Александр Васильев привозил к нам в Минск выставку винтажных платьев, ему задавали этот вопрос: не переоценена ли сегодняшняя модная одежда? Ну конечно, переоценена, ответил искусствовед и признался: пресловутые лабутены в свою коллекцию покупать не будет, подождет несколько лет, пока модницы не наиграются в красные подошвы и цена на них не упадет.
С вожделением листая Elle или Vogue, многие мечтают приобщиться к миру люксовых товаров. До того, что мне, например, довелось несколько раз наблюдать дивную картину: девушек, вышедших в свет с сумочками известных брендов… лежащими в пластиковых пакетах с названиями известных брендов. И не дышите на шедевр! Рассовывайте свои кредитки, пудреницы и ключи по карманам, а сумку — сумку демонстрируйте новенькую и в фирменном пакете, чтобы все знали: вы полгода не ели и накопили на Louis Vuitton!
А в это время компания Burberry сжигает нераспроданную одежду, Coty выливает в канализацию литры духов, сотрудники Nike режут ножницами тысячи пар кроссовок перед тем, как выбросить их на помойку, вместо того чтобы продать со скидкой, да в конце концов пожертвовать бедным или отдать в детские приюты.
Но нет, ни за что: подобный поступок размоет люксовость бренда, покупатель уже не сможет ощутить свою принадлежность к касте избранных, заплативших круглую сумму за шарфик или курточку.
О чем я? О понтах, пронизавших нашу жизнь даже в тех ее сферах, где им, казалось бы, совершенно нечего делать. О моей знакомой, которой возможность пустить пыль в глаза и обрядить дочку в дорогие тряпки важнее удобства и счастливого детства самого ребенка. О желании выделиться ценой своего кошелька — а не дела, которое ты делаешь. Мода — это хорошо и нужно, но мир держится на рабочих лошадках, а не на тех, кто идет по жизни, как по подиуму. Да, в конце концов, я о главном — о любви. Любишь своих детей — купишь им простые одежки, в которых можно играть в мяч, лазить через заборы, мурзаться и носиться, не думая о том, что после прогулки тебя наругают. Любишь свою страну — оглянешься по сторонам и поймешь, что у нас множество своих прекрасных дизайнеров. Они не ломят цены и не жгут непроданные вещи. И одеться у них можно так, что гламурная тусовка позеленеет от зависти. Точно знаю, потому что сама так делаю.
Ирина Овсепьян