Ольга Костюкевич
О том, что грамотность современных юношей и девушек оставляет желать лучшего, писано-переписано. Я сама уже как-то сетовала на это в одной из авторских колонок. Про все эти «вообщем», «координально», «ньюансы» ет сетера.
И снова тема задела меня за живое, когда наткнулась на интервью доцента кафедры стилистики русского языка МГУ Анастасии Николаевой, которое она дала еще несколько лет назад. Не могу не процитировать! Ну чтобы вы самолично могли оценить масштаб катастрофы: «Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3–4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24–25 ошибок. Практически в каждом слове по 3–4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение. Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элиты. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян».
Нет, я, конечно, догадывалась, что нынче орфография с грамматикой у молодежи не в почете, но чтобы до такой степени. Да еще у тех, кто, собственно, эту орфографию в массы нести должен!
Безусловно, журналисты – не учителя русского и не литературные корректоры. Но, тем не менее, незнание, как писать, простите, слово «арестовать» тем, кто сочинительством текстов собрался зарабатывать на хлеб, – за гранью добра и зла!
Моя учительница языка и литературы в свое время утверждала, что помимо правил, есть такое понятие, как зрительная память. Когда много читаешь книжек, например. Именно книжек, а не интернет-мемов, которые подстерегают на каждом «сетевом углу»! Нет, мемы по сути своей дело хорошее, эдакие карикатуры современного бытия. Но минус их, на мой взгляд, перевешивает плюс, потому что формируемая при этом сленговая речь, нарочито неграмотная из серии «дратути», играет с нами злую шутку! Впечатываясь в сознание намертво. К примеру, свежайший прикол «мыш кродёться!» стал настолько вирусным, что не менее «залайканным» было признание одной барышни: «слушайте, да я уже не помню на самом деле как кродёться правильно пишется!» А smm-щики, которые официальные аккаунты ведут в соцсетях? Они не лучше, увы.
В частности, smm-щики новостных порталов и городских интернет-сми. Опечаток и ошибок пруд пруди. А это тоже все запоминает наш мозг поневоле. И, ей-богу, зная, как правильно пишется «мне нравится», но прочитав «мне нравитЬся» сто раз, тысячу, миллион, рука невольно сама предательски выведет ненужный мягкий знак! Увы, проблема растет подобно снежному кому. И цитируемые мною жуткие (да, извините, мне от этого жутко!) цифры педагога МГУ заставляют задуматься. Ну и на чем память зрительную тренировать прикажете? На «якобыглубокофилософских» статусах «ВКонтакте»? На примитивных анекдотах ниже пояса в «Одноклассниках»? На псевдоинтеллектуальных подписях «уткогубых чикуль» в «Инстаграме»? На лакейски заботливо поднесенных «Фейсбуком» афишах: куда пойти и чем заняться? Книги? Ой, ни полчасика свободного, от слова совсем, вы что, когда?! Лучше уж послушать аудиоверсии или вот экранизации посмотреть. Ну чтобы минуточки не терять. Время-то сейчас вон какое! Надо же все успеть да и в сетях моментами поделиться не забыть! В «Твиттере» позубоскалить. В «Инстаграме» новый микроблейдинг (не знаете, что это? Ну и не надо оно вам!) продемонстрировать.
В «Фейсбуке» философский пост запилить со злободневными хэштегами а-ля #вывседуракибелоепальтопродалитолькомне. …Есть один отличный рассказ Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». Написан давно, еще в 1959 году. Рухлядь, ага. И уж, конечно, он не про мемы, не про правила русского. А вообще про другое. Скорее про то, как быстро человек, отстающий в умственном развитии, может достигнуть невероятнейших высот в интеллектуальном плане. Но как условна иллюзия успеха. И как ничтожно коротка. Ибо падение вниз может быть более болезненным, чем сложный путь наверх.