«Белсат» под огнем критики. За что?

Андрей Муковозчик

Поменяли шило…

На днях президенты Польши и США заключили соглашение о стратегическом партнерстве. Протокольное фото подписания распространили, похоже, все информационные агентства. На нем при желании можно рассмотреть многие тонкости стратегии, аспекты взаимодействия и взаимную выгодность сотрудничества. Официальные польские СМИ тактично воздержались от комментариев к фотографии. Белорусские, кстати, тоже.

Но один белорус, Иван Шило, трудившийся на небезызвестный польский телеканал «Белсат», будучи в отпуске, таки запостил эту картинку на личной страничке в соцсети. Даже не комментировал, только подписал, где там кто. И в течение рабочего дня был уволен с канала за «неадпаведныя паводзiны да калегаў и фiрмы». А ведь до этого момента среди Ваниных друзей бытовала твердая уверенность в том, что: а) «Белсат» является высшим примером свободы слова для белорусов, б) «Белсат» по праву возглавляет борьбу за демократию в Беларуси, в) «Белсат» — это пример, на который надо бы равняться всем белорусским СМИ.

После случившегося в соцсетях началась свара. Многие, оказывается, хорошо понимают, что руководитель, скажем, телеканала имеет полное право вытащить мешающее шило, откуда бы оно ни торчало.

Более того, многие, оказывается, согласны с тем, что сказала Ваниным фанатам директор «Белсата» Агнешка Ромашевска–Гузы: «Высшим испытанием приверженности свободы слова для вас было бы писать про (главреда «Нашай Нiвы») Дынько, и что он пишет в сетях. А сотрудники tut.by пусть напишут про Зиссера и его политику. Я не понимаю, почему вы пишете про «Белсат» и про меня».

Для этой части демократической публики вдруг, внезапно и неожиданно стало очевидно, что ежели, к примеру, пан прикупил в свой фольварк стаю шавок, то и гавкать они должны туда, куда ему надо. И не важно, на цепи те сидят или вольно бегают по хозяйскому двору. Но ведь об этом бытовом экономическом факте не раз напоминали белорусам государственные СМИ.

Встреть я сейчас Ивана Шило, не удержался бы от вопроса: «Они что у вас, газет не читают?»

Еще непригляднее позиция тех, кто попрекает нашего земляка ложкой польского журека, призывает «не плевать в руку», взывает о «недопустимости в то время, как…» и обвиняет журналиста, что тот попутал берега Буга и задул не в ту дуду. Потому что именно эти люди, говоря о своей собственной стране, не устают употреблять слова «разгон демократии», «растущий тоталитаризм», «подавление свобод» и «затыкание ртов». И набрасываются на любого, кто попытается даже не то что возразить, а и просто выйти за очерченные ими рамки «подлинно свободного» поведения.

Кстати, не так давно мой коллега (тоже будучи в отпуске) позволил себе (и тоже в сети) недодуманный пост с неподходящими словами. Бестолково написал, тут нечего и говорить, — на своей личной страничке. Но в соцсетях поднялся вой на тему «да как он смеет», «кто ему позволил» и дошло до официального запроса типа «разделяет ли редакция и имеет ли моральное право работать». Знаете, мы позицию «Белсата» никогда не разделяли и не похоже, что будем. А вот у тех, кто негодовал, хочется поинтересоваться, станут ли они «Белсат» так же официально запрашивать?

Улыбку с недоумением вызывают после этого (орфографию и пунктуацию не меняю) и слова Шило о том, что «пример у нас есть — это газета СБ». И жалоба Ромашевски, что «адзiн вэлмi свабодны чувак на тваей ленце мне абразiл параўнаўшы з рэдактарам СБ». Впрочем, следом Агнешка четко дает понять: «Што гэта свабода слова я ведаю и лекцыi мне не патрэбны. На лiшняе дiскусiй у мяне часу няма». Ничто не ново, Сергей Довлатов когда еще писал: «Я знаю, что такое компромисс. Он приползает на коленях. Моет в редакции полы. Выносит мусор. Бегает за кофе. Тогда я его, может быть, и прощу». Разве на Западе с тех пор что–то изменилось?

Но не рядовой конфликт работодателя с работником интересует, не тривиальное наличие цензуры (что для мыслящих людей не новость), называйте вы сие явление хоть моральными рамками, хоть границами дозволенного, хоть редакционной политикой. У большинства «активистов социальных сетей» так и тянет спросить: вы правда думаете, что белорусы не могут (не должны, не смеют) вести себя так же, как поляки или любые другие жители западных (в данном случае) стран? Тогда чего стоит ваш стон «аб незалежнае Беларусь»? А ведь это краеугольный камень всего вашего мировоззрения. Ложного, как оказалось.

Чем больше приходится читать о таких и подобных случаях, тем менее парадоксальным представляется старый уже анекдот. Что тем, кто не в соцсетях, сначала сочувствовали, потом их подозревали, теперь завидуют. А мы давайте вместе позавидуем нашему земляку Ивану Шило, у которого отнюдь не все потеряно. Ведь работая в Варшаве, он успел открыть в Минске ООО по уборке квартир. Очень практично и дальновидно, согласитесь. Одной рукой пачкая из–за границы свою страну целиком, другой готовился дома вычищать до блеска квартиры отдельных граждан. И накопил, и фирму открыл, и машины купил.

Оглядывая свою квартиру, задумался, не помочь ли земляку. Смущает лишь возможный рекламный слоган этого клининга: «Ваши деньги все еще пахнут? — Мы их отчистим!»

«СБ. Беларусь сегодня»