Для самоназвавшейся «интеллектуальной элиты страны» пришла пора действий

Знаете, нечто подобное истории с паролями БЕЛТА должно было случиться. Хотя бы для того, чтобы четко различить, «кто есть тут кто». Или даже — «кто есть тут».

Договоримся об определениях. Считать себя «интеллигентом» для достаточно большой группы населения у нас стало модно, а потом и жизненно необходимо (в плане поиска ее, жизни, смысла) уже лет 50 назад. Такое «кухонное» самоощущение (а не реальные дела) выделяет «из толпы», поднимает, так сказать, ввысь. В последнее время это стало еще и легко: хочешь считать себя «литератором» — заведи блог и пиши. «Аналитиком» или там «методологом» — полно сайтов, которые твои анализы будут печатать за неимением похожих своих. «Журналистом» тоже стать можно, причем таким — с правами и без обязанностей.

Можно даже стать «общественным деятелем», непрерывно тыкая пальцем в недостатки и генерируя непосильное для остальных количество писем, запросов, петиций и прочего (опять же выраженного исключительно с помощью написанных букв) потока. Пришли и закрепились эвфемизмы: поток всего вот этого стали называть контентом, графоманию — блогерством, желчное недержание речи — имманентным качеством «активистов гражданского общества».

«Сделать себя» и даже «сделать себе СМИ» стало легко — и таких людей стало больше. Пришла пора снова отделять «себя от толпы». В стране появился «интеллектуальный клуб» — второй по хронологии, но первый по мнению туда приглашенных. А по самоощущению — их и остальных, хоть боком причастных, — единственный. Сформировался клуб, случайно или нет, вокруг того самого ресурса TUT.by, который так самозабвенно защищали (от чего, собственно?) отнюдь не многочисленные активисты. Чтобы переключить внимание со своего счетного количества, им даже пришлось звать на помощь Брюссель, Вашингтон и саму Федерику Могерини. Исчерпывать до дна имеющиеся интеллектуальные ресурсы в поисках «той самой правильной» версии, почему и зачем все–таки милиция допрашивает и задерживает граждан, подозреваемых в уголовном проступке.

На ресурсах — потоком статьи в стиле «да там и тырить–то было нечего!» и «надо бы извиниться перед задержанными». Кучи «прогнозов», на любой вкус и кошелек заказчика. Эссе о перенесенных страданиях.

Но никто из них, образованных, буквы складно складывающих, никто (!) не рискнул сказать ничего похожего на «закон не нарушен», «под не своими паролями не заходили», «чужого не брали». О чем же тогда и для чего весь этот «интеллигентский» шум?

В интернете, где стесняться не требуется, — сплошные проклятия, перемежаемые редкими здравомыслящими «но ведь реально–то за дело, разве нет?».

К слову: забавно смотреть, как желание непременно высказаться конфликтует с необходимой самокритичностью. Экономист Романчук пускается в литературщину: «вызов обществу, честь мундира, назло соседу уши отморожу». Писатель же Мартинович смотрит в калькулятор: «каждый час подрывает позиции Беларуси в торговле с Россией». Ведь в чем в чем, а уж в экономике литератор разбирается, будьте покойны. В общем, «интеллектуальная элита» дождалась своего часа, не зря собирали.

«Интеллигенция — обслуживающий элемент, не общественный класс, — сказал Иосиф Виссарионович Сталин, беседуя с Лионом Арон–Мейеровичем Фейхтвангером. — Есть такая группа интеллигенции, которая не связана с производством, как литераторы, работники культуры. Они мнят себя «солью земли», командующей силой, стоящей над общественными классами». Есть у нас ТУТ интеллектуалы уровня Фейхтвангера, чтобы с грохотом опровергнуть? Он–то со Сталиным спорить не стал.

Не оспаривая ни слова, продолжу мысль. Уверен, что самые умные из «героев публичной сферы», в определенном смысле создатели и совладельцы «интеллектуальной элиты страны», — отлично сформулированное осознают. Понимают, какие (и соответственно чьи) интересы они — руками своих присных, отбитыми о клавиатуру, — обслуживают. Присные же свято верят (и кухонная тусовка их в этой убежденности не устает до поры поддерживать), что именно они — это «усе, хто можа зрабiць нешта прыгожае». Других — нет. Что же сказать про остальных, «хто не дахiлiўся»? — «Усё, што яны робяць, — гэта пачварны калгас».

На чем базируется эта… ну пусть уверенность? «Свой густ, з якiм не пашчасцiла нарадзiцца, нiкуды не падзець». Написано, почти как у Пушкина, но не вызывает даже самоиронии, куда уж отреагировать смотрящей в рот «суполке». Не умеют «якiя дахiлiлiся да элiты» понять, не способны осознать, нет у них интеллектуальных сил дотянуться до простого открытия: они–то как раз своей массой и собраны — обслуживать. Чьи–то интересы. Может, даже и совпадающие в малом (да хоть бы и в большом) с твоими — но не твои. Их.

Я далек от мысли, что белорусская интеллигенция вся такая или что в стране нет интеллектуалов. Не вся, и достаточно. Тут все дело в самоназвании. Скажем, из знакомых ученых, мыслителей, общественных деятелей, успешных бизнесменов и т.д. — никто не назовет себя «интеллектуалом». Потому что хорошо понимают (нутром чуют) — «не это поднимает ввысь». Точно так же, как учителя или врачи обычно не кичатся «интеллигентностью». Настоящие журналисты — тоже такие, классные зоотехники, опытные инженеры такие… Речь сейчас именно о тех, кому самоназвание и тонны написанных букв, хоть на сайтах, хоть «в комментах», дают «самоопределение» и точку опоры.

И чтобы без недомолвок: да, я обслуживаю (не выдергивайте полцитаты, пожалуйста) ту идею, что Беларусь стала суверенным государством. И должна таковым остаться. Что белорусам надо сохранить ту мораль, ту «памяркоўнасць ды разважлiвасць» и даже ту «абыякавасць да жыцця» — короче говоря, тот менталитет, что есть.

А не бежать, «задрав штаны», — теперь почему–то за поляками, за литовцами, за немцами да голландцами. Что диким законам капитализма на этой земле не место.

А если место — то в загородках. Что мы победили страшного врага — страшного для очень и очень многих, пусть даже эти многие забывчивы. После вероломного внезапного нападения. Огромной ценой. Но победили. Мы.

Вот такие идеи обслуживаю я — и еще очень–очень многие. Гораздо больше людей на эти идеи работают — в полях и в цехах, в кабинетах и в коридорах, на своих предприятиях и на государственных. И мне искренне обидно, когда неглупые и даже небесталанные люди говорят и пишут дурости. Часто просто потому, что своих идей–то у них толком и нет. А чужие им не торопятся сформулировать. «Ганьба! — Так а что сделать–то надо? — Поломать тут все, разбурить этот колхоз! — Сломаем, дальше что? — Само наладится! — А если нет? — Не знаю. Тошно мне тут, душно, огня дайте, огня!..» — это разговор гражданина с гражданином? Да. Небезразличного с неравнодушным? Допустим. При этом очевидно: думающего с почему–то принципиально тупящим.

Мне за таких сограждан обидно. А вот им, «интеллигентной элите», им вкус и талант — и правда, данные с рождения (а может, воспитанные ненавидимой ими школой, книгами, фильмами?), — не устают напоминать, что тупость — это тупик. И тогда прорывается нутро. Не те люди вокруг, не тот народ (опять) достался. Вот такой почти что манифест появился «по итогам задержаний» в сети: «Iм трэба на добры лад проста ўзяць i здохнуць. Бо з iх нiчога не будзе. З iх пустымi бошкамi, маленькiмi вочкамi, тоўстымi пальчыкамi. З iх туфлямi i пiнжакамi. З iх яб…мi мiнiстэрствамi i планамi на продаж бульбы». Этот искренний, абсцессный прорыв ненависти даже собрал свои «лайки». И не думайте, что сказано в сердцах, — это позиция: «Я вас ненавiджу, бо вы — бессэнсоўныя нiкчэмныя безыдэйныя кавалкi тухлага мяса».

Вот такую мы ТУТ вырастили «интеллектуальную элиту нашего общества». Как сказал бы классик Юрий Зиссер, безусловно, герой, но вот стулья ломать не стоило бы. Думать «интеллектуалы из клуба» умеют не все, анализировать не обучены, зато пишут профессионально много, а ненавидят — искренне. Взахлеб. Даже таких же, как и они сами, но «с другой кухни». Автор процитированного «манифеста» с удовольствием написал пару дней ранее про другого «лидера мнений»: «Каб асабiста мне стала сорамна перад М., яму трэба памерцi разы тры–чатыры».

Так что недавнее «общественное возбуждение» (и в первую, и в главную очередь — по поводу TUT.by) позволило с холодной головой оценить достаточную часть «интеллектуальной элиты». Что имеем: «интеллектуальный клуб» создан, есть совладельцы и управляющие, ниже несколько бурлящих интеллектом «кухонь», у каждой — кружок своих заранее согласных «интеллигентов». Те, правда, ни писать, ни даже внимательно читать не умеют, но «комменты» в сетях лупить один за одним — лучше их не найдешь. И все это любовно пропитано ненавистью. До степени «здохнiце вы ўсе». Осталось лишь собрать где–то по куче камней — так, что ли? Или кто–то оповестит, когда подвезут? Не самой же «элите» руки марать…

Закончу, чтобы кого до истерики довести, а кого и поддержать, цитатой из той же беседы тех же действительно интеллигентных людей. «Роль интеллигенции — служебная, довольно почетная, но служебная. Чем лучше интеллигенция распознает интересы господствующих классов и чем лучше она их обслуживает, тем большую роль она играет. В этих рамках и на этой базе ее роль серьезная».

Восемьдесят лет назад сказано. А ведь — не поспоришь.

Андрей Муковозчик, «СБ. Беларусь сегодня»