Вы больны? Да!

Ольга Костюкевич

Сначала анекдот. «Геймер отрывается от компа, идет на кухню, а там записка: «Дорогой, забери сегодня в 5 сына из садика. P.S: Садик – через дорогу P.P.S: Он тебя сам узнает!»

Вот шутки шутками, но про оторванность этих товарищей от реальной жизни легенды слагают. Я когда-то уже писала про не самую удачную рекламу компании, производящую одну из компьютерных игр. Напомню, в том ролике отец запирал малолетнего сына в шкафу – мол, теперь-то никто не помешает виртжизнью наслаждаться! Но видеоряд получил настолько негативную оценку, что его срочно пришлось удалять отовсюду и извиняться, дескать, не то имели в виду, не там ролик разместили, это был черновой вариант и так далее и тому подобное.

Естественно, как и полагается каждому сумасш… то есть геймеру, хотела сказать: он свое пристрастие нездоровым, как правило, ни в жизни не признает. При этом мольбы жены сходить в театр или просьбы детей поиграть в футбол остаются где-то там, на подкорке сознания. Потом, позже, буквально через полчасика приходите, все обсудим! А сейчас не могу. Ребята, ну никак, только на 8-й уровень пробился! И так каждый день. Дни слагаются в недели. Недели в месяцы. Месяцы в годы. Уровни растут, семейная крепость дает трещины…

С подростками дело обстоит не лучше. Родители на какие только ухищрения не идут, чтобы чадо не чахло над стрелялко-бегалками! Без толку. Особенно если ребенок втянулся. Пиши пропало, он уже ни на какие коврижки любимый комп не променяет. Сколько про это во всем мире говорили-писали, сколько психологов рекомендаций давало, сколько педагогов руками разводило, да все как-то дальше возмущений дело-то и не шло. До недавнего времени.

Наконец Всемирная организация здравоохранения осознала масштабы «игроржавчины», разъедающей человеческое сознание практически во всех странах. Буквально на днях ВОЗ опубликовала 11-е издание Международной классификации болезней (МКБ-11), в которое вошло более 55 тыс. заболеваний, травм и расстройств, включая игровую зависимость.

Официально определили, и что есть игровое расстройство. Это модель поведения при игре в цифровые или видеоигры, отличающаяся нарушением контроля за игрой, отведением ей приоритета перед другими интересами и повседневными занятиями. Такое расстройство может быть диагностировано в том случае, если модель поведения влечет за собой нарушения в личной, семейной, социальной и иных областях и наблюдается в течение не менее 12 месяцев. Также было сказано, что включение игрового расстройства в МКБ-11 обусловлено накопленными медициной данными и отражает общее мнение экспертов, участвовавших в консультациях.

Во многих странах уже разработаны программы лечения людей с нарушениями здоровья, характерными для игрового расстройства.

Эксперты считают, что этот вид расстройства затрагивает не слишком большую часть людей, играющих в цифровые и видеоигры. Однако всем игрокам они рекомендуют бдительно относиться к тому, сколько времени проводится за игрой. Между прочим, раз уж про вред игр, по мнению ВОЗ, заговорила, то и разработчиков, как и производителей сигарет, призвала бы свои игры снабжать соответствующими подписями а-ля «Ты женат? Скоро можешь стать свободен!»; «После пятого уровня сходи на улицу, узнай, какое время года!»; «Сохранился в игре? Вынеси мусор в реале!». Кстати, игра на самом деле может стать причиной смерти. Даже косвенно.

Например, в прошлом году россиянин Сергей Аксенов, геймер со стажем, находясь в состоянии алкогольного опьянения, решил отметить выигранный бой, но упал на стеклянный шкаф, осколки которого порезали артерию. Прибывшие на место происшествия врачи констатировали смерть от кровопотери. …К слову, хоть тема и невеселая, про геймеров и смерть тоже много анекдотов придумали. DOOM’еp (DOOM – игра-стрелялка) пpеставился и пpедстал пpед Богом. A Бог смотpит на него и говоpит: «В рай тебя не возьмешь – гpешил пpедостаточно. В ад тоже сpазу не напpавишь – вpоде неплохой паpень. Давай так – тpи последних желания, а потом в ад?» A тот ему в ответ: «Давай! Пеpвое желание: IDDQD!»  (чит-код бессмертия в игре DOOM). Подивился господь, но выполнил. «Втоpое: IDKFA!»  (чит-код получения оружия в игре DOOM). Пуще подивился господь, но все pавно выполнил и спpашивает: «Hу а тpетье?». «Тpетье не надо», – говоpит DOOM’еp, – давай сразу в ад!».

БЕЛТА