В одном городе можно почувствовать себя зажиточным крестьянином. В другом — живописцем. В третьем — героем культового советского фильма. Наш корреспондент проехалась по малому «Золотому кольцу России» и делится впечатлениями.
Первая остановка — Владимир. В ХІХ веке этот город оказался самым скучным в империи. Так его назвал Чехов из-за того, что здесь не было своего театра, — только привозные постановки. О том, как жил город два столетия назад, можно узнать в музее «Старый Владимир». Истории в нем рассказывают не экскурсоводы, а пресса тех лет, в которой собрано много любопытных наблюдений.
«Благоустройством Владимир, подобно другим городам российским, не может похвалиться. Есть здания, достойные украшать собою столичные улицы; но по всему видно, что о наружной красоте здесь не заботятся частью по бедности, частью по провинциальной халатности. Городское управление заботится только об устранении явного безобразия, об удалении навозных куч. Мостовые не везде, да и те плохи», — читаешь в «Ежегоднике Владимирского губстаткомитета» 1880 года.
Из него же узнаешь, что серьезной литературе местные жители предпочитали газеты и журналы. «Чтение является резервным средством для убивания времени и является на выручку, когда нет в виду занятий более серьезных вроде преферанса или сообщения «свежепросольных» анекдотов. Вообще читающий обыватель представляет во Владимире явление оригинальное».
Сейчас город скучным не назовешь. Как минимум театр здесь уже есть. К тому же во Владимире находятся сразу три памятника всемирного наследия ЮНЕСКО, построенные в ХІІ веке. Один из них — Золотые ворота. Когда-то они и правда были покрыты позолоченной медью. Сейчас золота там нет, зато осталась интересная легенда, связанная с возведением ворот. Будто бы в конце работ своды обрушились и под ними оказались погребенными 12 человек. Тогда князь Андрей Боголюбский приказал принести икону Божией Матери и помолился ей. Произошло чудо: когда завал расчистили, все под ним были живы.
Про другие памятники ЮНЕСКО. Величественный Дмитриевский собор поражает искусной белокаменной резьбой, а в Успенском, который считается самым крупным некрополем средневековой Руси, хранятся частички мощей Андрея Боголюбского и Александра Невского.
* * *
Чтобы полюбоваться деревянным зодчеством, поезжайте в Суздаль. Там что ни дом — объект искусства: даже стеклопакеты обрамляют резные наличники. Уникальные постройки ХVІІІ—ХІХ веков собраны в Музее деревянного зодчества. Бревенчатые церкви, построенные без единого гвоздя, мельницы, амбары… Тут можно увидеть, как жила крестьянская семья среднего достатка и зажиточная: интерьер в домах воссоздан до мелочей. Интересный экспонат — колесный колодец. Такие делали в местах, где вода залегала глубоко. Чтобы ее набрать, крестьянину приходилось крутиться как белке в колесе — в прямом смысле этого слова: заходить внутрь огромного колеса со ступенями и раскручивать его.
Здесь, кстати, в июле проходит праздник огурца. А огуречное варенье (по вкусу напоминает крыжовниковое) продается круглый год.
Суздаль не зря называют городом-заповедником. Здесь находится 32 действующих храма. Прогуляйтесь по Суздальскому кремлю, где тысячу лет назад жили князь с дружиной и духовенство. А после послушайте звон колоколов в мужском Спасо-Евфимиевом монастыре, который прячется за массивными крепостными стенами.
Город, кстати, провинциальный. «Здесь даже про Октябрьскую революцию узнали только две недели спустя. А ведь могли вообще не узнать», — шутит местный гид.
* * *
Говорят, не место красит человека, а человек место. Плёс, пожалуй, исключение. Березовые рощи, широкая синяя Волга, разноцветные дома у подножия холма… Не окажись Исаак Левитан в этом живописном городке, может, и не стал бы таким известным художником. Многие его пейзажи были написаны именно здесь. Плёс мастер приметил случайно: когда плыл по Волге из Нижнего Новгорода в поиске вдохновения. Остановился, огляделся и снял комнату в мезонине дома с окнами, выходящими на реку. Друзья художника вспоминали, что жилось здесь удивительно хорошо, даже Левитан перестал хандрить.
В Плёсе и сейчас можно встретить сидящих на траве живописцев, которых, как и Левитана, это место вдохновило. На заметку: лучший вид для фото и картин открывается с Соборной горы.
В городе особая атмосфера. Кажется, жизнь здесь течет не спеша: только туристы торопливо осматривают достопримечательности. У местных кафе и магазинов названия как на подбор: «Кофейня Софьи Петровны Кувшинниковой» (с этой дамой у Левитана был роман), «Фурляляй», «Мясоедовъ». А в июле и августе на улицах предлагают дать леща — продают копченую рыбу.
* * *
Догадаться, что символ Ярославля — медведь (по легенде этого зверя поборол основатель города Ярослав Мудрый), нетрудно. Они здесь повсюду: в виде скульптур (одна из которых даже рычит), кованых элементов на оградах и скамейках.
В центре города стоит церковь Ильи Пророка. В ней сохранились — без реставрации — фрески ХVІІ века: храм давно не является действующим, свечек в нем не ставят, а потому росписи не так повреждаются. Некоторые сюжеты здесь, скажем, не канонические. Мастера, расписывавшие стены, позволили себе додумать библейские истории и добавить деталей от себя. Например, один из сюжетов рассказывает, как пророк Илья наслал на детей медведя — за то, что те смеялись над его лысиной. Другой — о женщине, просившей будущего святого воскресить ее ребенка. Сначала Илья отказал, а после все же согласился помочь. На фреске, когда женщина едет к пророку во второй раз, рядом с ней изображен мешочек с деньгами.
Одно из самых красивых мест в городе — это набережная, в конце которой сливаются реки Волга и Которосль.
Сувенир, который можно привезти из Ярославля, — керамические изразцы. Яркую декоративную плитку (с изображением птицы Сирин, грифона или единорога) продают в каждой сувенирной палатке.
* * *
Если вы любите фильм «Иван Васильевич меняет профессию» и оказались в Ростове, вам повезло. Именно здесь, в Ростовском кремле, снимались сцены из этой комедии.
Кремль строился в ХVІІ веке как резиденция митрополита Ионы Сысоевича. По замыслу, здесь должен был появиться рай, как его описывают в Библии: в центре сад с прудом, а вокруг — стены с башнями. Правда, через сто лет митрополию перенесли и кремль начал приходить в запустение. Спасли его богатые купцы, которые за свои деньги реставрировали ансамбль.
Успенский собор — самый старый храм на территории кремля. Он был построен еще до того, как митрополит решил разместить здесь свою резиденцию. Говорят, настоятелем собора, который стоял на этом месте на рубеже ХІІ—ХІІІ веков, был отец богатыря Алеши Поповича. А церковь Одигитрии, пожалуй, самая живописная — она выполнена в стиле московского барокко.
Ростов славится финифтью. В советское время серьги и браслеты из расписанной эмали хранились в шкатулках многих женщин. Интересно, что изначально финифть украшала церковную утварь и праздничные одежды священнослужителей. Секреты изготовления миниатюрных изображений народные мастера передавали из поколения в поколение.
* * *
«Столько, сколько крестился за эти четыре дня, я за всю жизнь не крестился», — с юмором заметит коллега из Армении во время пресс-тура. Храмов по маршруту «Золотого кольца» и правда много. Последней точкой нашего путешествия стал Сергиев Посад и его главная достопримечательность — Троице-Сергиева лавра. В этом мужском монастыре проживает 200 братьев. Плюс есть еще монахи, которые несут служение в других местах. Например, в Антарктиде.
Лавра выглядит помпезно. Трапезный зал, выполненный в стиле барокко, высоченная пятиярусная колокольня. В советское время эту красоту не оценили. Росписи на стенах закрасили штукатуркой, колокола разбили. А в одной из церквей устроили музей атеизма.
В Троицком соборе находятся мощи преподобного Сергия Радонежского. А еще здесь сохранился уникальный иконостас. Над ним работал художник Андрей Рублев. Именно для этого собора он написал свою «Троицу», которая теперь выставляется в Третьяковской галерее. Сегодняшнему храму достался точный список иконы. А вот иконостас у алтаря — подлинный, рублевский. Потемневший от копоти свечей, он кажется еще более таинственным. Интересно, какую историю он мог бы рассказать?
Наталия ЛУБНЕВСКАЯ, «Звязда»