Андрей Муковозчик
Не хочу сейчас говорить о криминальной составляющей последних, «всколыхнувших общественность» задержаний и обысков, это дело правоохранительное. Просто обращаю внимание: про TUT.by не написал только ленивый, о «БелаПАН» упомянули лишь некоторые, и никого не интересует, чем закончились ровно те же следственные действия в издательском доме «Белорусская наука».
Ну хорошо, жизнь несправедлива, согласен. Но ведь та же жизнь нам голову дает не только для того, чтобы ею высказываться направо-налево! А тут как прорвало. Никто даже в уши не взял слова владельца компании Юрия Зиссера, сказанные сразу же: «Это не дело против TUT.by, речь о нескольких сотрудниках, портал в этом не завязан». Какое там! Надо ж успеть высказаться, поспешить создать хештэг, взлететь на поднятой такими же, как и ты, волне! И они летят, вдохновенно, как стая чаек. А что может сделать стая чаек со спокойно стоящими на берегу, вы, думаю, знаете.
Коротко о главных «полных тоски криках»: это чтобы испугать всех (кого всех-то?). Это подорвет «информационную безопасность страны» (каково сказано? никто больше не додумался!). «Пытаются граблями остановить интернет» — это те, которые уже далеко не колхозники, они афористичны. «Теперь зайцев в транспорте расстреливать будем?!» — а это те, кто к земле ближе, у них и метафоры проще.
«Это уже даже не Кафка», — профессионально пугается сам и всех пугает «инженер человеческих душ» Мартинович. Немедленно, правда, выдавая нежелание обременять себя лишними знаниями: «Я не понимаю, что за изъятия нужны по такому делу». Так ведь есть у кого спросить, если вправду не понимаешь, нет? Нет. А многие (даже слишком многие) ресурсы просто запаниковали: это что же, «одним прекрасным утром могут ворваться и к тебе в редакцию?..» Как страшно жить!
Могут. Потому что речь (пока) идет о банальном воровстве. Об уголовном преступлении. Как объяснить Виктору Мартиновичу, что такое «интеллектуальная собственность»? Если у него в жизни ничего не крали (кстати, это повод всерьез задуматься). «Это просто смешно! — кричат те, кто немного разбирается. — Не те суммы! Где коммерческие претензии? Где обсуждение штрафов?» Забывая (а то, допускаю и такое, не зная) о печальной судьбе Шуры Балаганова с его «ведь я машинально!»
Напомню, что вся эта словесная (и, к сожалению, информационная) вакханалия развертывается на фоне «живи, TUT.by, живи, на «БелаПАН» пофиг, о «Белорусской науке» забыли». Между тем, выйди на улицу, расскажи человеку у метро о сути вопроса — уверен, каждый второй вспомнит классическое «тебя посодют. А ты не воруй!». Народный фольклор.
Вдумчивее всех (как, впрочем, и положено), полагаю, выступил наш нобелевский лауреат: «Дело каждого из нас — именно сейчас ответить, собраться вместе…» Ответить кому? Собраться зачем? А вот: «…собраться вместе и сказать, что мы есть». Ну, допустим, хорошо бы еще и за руки взяться. Но как вы думаете, мы — это кто? Это — они. Потому что «народа — этой категории в сплоченном смысле — у нас не существует», так считает наша гордость. Не существует для Светланы Алексиевич нашего народа сейчас, как не существовало и тридцать лет назад: «Когда мы делали перестройку… народ не ждал этого, он не понял, люди не хотели». Но кто ж их (его) спрашивать-то будет? Не они, творцы, это точно.
В сухом остатке: сайты обновляются, реклама размещается, следователи работают, народ со спокойным интересом ждет, что раскопают. А чайки носятся над морем. И что интересно: на одной из страниц портала TUT.by (который только и достоин, как очевидно, упоминаний коллег) размещены различные реплики из соцсетей. Естественно, в поддержку, конечно, с надрывом. Как будто о судьбах, о жизни и смерти речь идет. Как будто криминальные поступки нескольких сотрудников означают… а что, собственно, это означает для портала? Для его пользователей? Для крикунов? Ответ — в конце страницы, где написано «читайте также». Вот уж, действительно, «по Фрейду»: «Дезинформация в соцсетях вытесняет реальные новости. Британский доклад».
И никто пока еще не сказал лучше.
«СБ. Беларусь сегодня»