Талант вставлять
Дремучих белорусов нельзя выпускать в интернет — можно только излагать им российские СМИ в пересказе. А то вдруг сами допетрят, что к чему.
И здесь мы видим, как в борьбе с «российской пропагандой» святые журналисты «Нашей нивы» начинают пользоваться теми же грязными пропагандистскими приемами, которые не менялись как минимум с 1933 года.
Маркёры. Авторы лепят к персоналиям малопонятные ярлыки типа «черносотенцы», создавая устойчивые стереотипы-связи. Эффект достигается через тупое повторение.
Пересказ сплетен. Как правило, делается через ссылки на анонимные «телеграм-каналы» с самой огненной дезинформацией, что, например, Сурков вот-вот приедет на княжение в РБ. Зачем эти каналы вообще существует и кем приняты за источник — отдельный вопрос. Со стороны напоминает массовый слив дезы под видом инсайдов, из которых каждый может надергать фактуры под свои потребности.
Давление общественного мнения (абмяркоўвайце!). Под статью набегают комментаторы, и человеку малосведущему в зависимости от тона публикации начинает казаться, что его вот-вот вознесут до статуса сумлення нацыі либо вот-вот посадят на вилы (спойлер: на самом деле всем по…).
Ассоциации. Зачастую подается как расследование. Например, человек замечен в энной тусовке. Или друг того-то. Или был связан с тем-то или даже появился на фотографии. А далее уже срабатывает вбитый маркер.
Ограничение альтернативных мнений. Фактически, один-единственный удачный комментарий может свести на нет целую статью, но чего журналистскому труду пропадать, правда? Это ведь только кровавые режимные сайты трут коменты.
Фиксация на пропаганде «противника». Раскручиваются заезженные «вражеские» штампы, чтобы дискредитировать всю позицию оппонента. В итоге потребитель полностью окукливается и не хочет читать ничего вообще, мало-мальски отличающегося от линии партии. Это ватная пропаганда, мы такое не хаваем (спойлер: читают они только свою, которая щекочет эрогенные лицвинские точки).
Полуправда или фрагментарная информационная картина. Так, на примере журналиста Галко было отчетливо видно, что все СМИ дружно забыли про мальчика, который сигал с балкона и получил перелом позвоночника. А будь такая приписка в каждом тексте, кто бы стал сочувствовать Будимиру?
И, наконец, главный пункт.
«Чёрная легенда», или «Как нас ненавидят русские» — самый частый прием.
Особенно на тему «черной легенды» заметны публикации журналиста Максима Маханькова — видать, человека с немалыми аналитическими способностями. Во всяком случае, так его рекомендует редакция немецким фондам.
Проявляются способности в том, что парень лазит по российским сайтам второго-третьего эшелона, куда не ступает нога белорусского человека, копирует, вставляет оттуда два-три абзаца и выносит в заголовок вырвиглазную фразу.
Конечно, для нормальных белорусов такая информационная повестка не канает, но для каких-нибудь немцев или поляков вполне сойдет.
И тут коллектив газеты палится как дети, потому что…
Само собой, без немецкого бабла Россию не зразумець.
Впрочем, все базовые модели пропаганды давно известны. Вот, например, мем про яхту Абрамовича:
Внезапно враг-оккупант оказывается не кровожадным чудовищем, как это показывают по телевизору в военное время, а вполне себе человеком, да еще и разговаривающим.
А говорит он вот что:
☞ Убивать мы пришли не тебя, а твое правительство.
☞ Отбирать деньги будем не у тебя, а у олигархов твоей страны.
☞ Мы перестанем кошмарить бизнес, ибо делать нам это ни к чему.
☞ Чиновников развесим на фонарях гирляндами.
☞ Любой другой пункт по наведению социальной справедливости силами оккупантов.
☞ Так ты действительно все еще готов воевать за яхту Абрамовича?
Кто станет воевать с таким натовским противником? Безусловно, только те, кому существующий порядок выгоден. Олигархи, чиновники, менты, пропагандисты, «черносотенцы» и «русскомирцы». Плюс оболваненные ими обыватели и люмпены, которым все равно где тусоваться, лишь бы наливали.
Наши лицвины и их хозяева примерно так и мыслят.
Именно по такому принципу, только в разы мягче, строится текущая пропаганда и аналитика фондов, которые сегодня работают в РБ легально, и которых мы поэтому в прошлой статье назвали «приличными» — извиняюсь перед читателями.
Они как бы говорят нам, мол, белорусы, какое Союзное государство? Вы еще готовы воевать за русских олигархов, чиновников и ментов? Конечно, нет! А если всё-таки да, то опповские СМИ вам быстро расскажут, что в Мордоре жрут блины с лопаты и ненавидят белорусов. А тут еще до кучи всякие «экспертные» вбросы про оккупацию вагонами под песни про «сохранение суверенитета» от старших товарищей.
Короче, кольцо врагов смыкается, и читающие патрыёты должны сплотиться. Ну, хотя бы в коментах.
Феномен обратной связи, которая работает непонятно куда
Но дело, конечно, не только в «Нашей ниве». Ведь журналисты только подсвечивают определенные материалы.
Если россиянам в целом не интересна Беларусь, то кому нужно создать видимость конфликта?
Определенные кругам в РФ тоже очень хочется показать, что в РБ поднимает голову национализм.
После Украины там выросла целая грантовая среда профессиональных «борцов с нацизмом». Борются они с ним, как правило, только в интернете. Но здесь кто успел, тот и съел — важно застолбить новое направление и себя в качестве эксперта.
В целом же занимаются они тем, что бегут впереди паровоза и пытаются угадать, куда повернет кормчий.
При этом другие проблемы, например формирование единого экономического пространства и дележ рынка — их не интересуют. Само собой, сложно объяснить, что это именно белорусские националисты не подтвердили локализацию запчастей «Автоваза».
Лет 8—10 назад об РБ практически не писали и не снимали сюжетов, за исключением периодов «торговых войн» и освещения дежурных акций 25 марта. Поэтому мокрушный «крестный Батька» с рекламой вечно ноющей белорусской оппозиции выглядел откровенным заказом.
А сейчас российские журналистские круги сверяют часы по телевидению — и там к Беларуси, за редким исключением, нейтральное либо доброжелательное отношение, а чаще всего никакой информации нет вообще. А вот сайты постоянно щупают горячие темы и пытаются их раскручивать.
При этом повторюсь, что проблемы ЕАЭС практически не освещаются. Хотя это и есть реальный тормоз интеграции, в который упираются огромные деньги.
Мы же наблюдаем, как аудитории подбрасываются темы, заведомо провокационные и болезненные для россиян: военная память, символика, отношения с Украиной. Сделать страшную картинку не сложно — это вопрос владения источниками. И по Беларуси можно собрать такое фейковое досье, что не сразу поймешь, это про оккупированный американцами Ирак или все-таки про нас.
Рецепт здесь только один: до обеда не читайте националистических газет. А лучше приезжайте и посмотрите, как на самом деле.
Нацики у нас есть, но пока они, скорее, работают пугалом и пытаются продать повестку. А мейнстрим — это ушлые либеральные технократы-экономисты, которым идеологические разборки индифферентны.
При этом, к сожалению, российская внутренняя повестка сегодня откровенно правая — и повышение пенсионного возраста в самой богатой стране СНГ выглядит ну очень тревожно. Как шутили про футбольную эйфорию: если наши выиграют матч с Хорватией, то пенсии совсем отменят, а если выиграют чемпионат — вернется крепостное право.
К сожалению, деньги сегодня определяют практически всё. За три копейки вам и споют, и спляшут — конкуренция на информационном рынке высокая.
С другой стороны, белорусский информационный «хвост», который после Украины весьма распушился, решил, что именно он теперь определяет логику белорусского суверенитета. И если 25 лет подряд не получалось скормить свои фобии населению, то теперь надо попытаться скормить их принимающим решения.
Ведь если десять раз сказать «халва» — слаще в известном месте не станет. А вот если десять раз написать, что РФ — наш главный враг, то на 11-й раз сомнения могут и появиться. Все-таки человек слаб, любит сплетни, любит негатив — и на любой товар найдется купец.
Но, здесь, кстати, показателен пример Трампа, который открыто воюет с собственными СМИ. И, в принципе, побеждает.
Потому что хвост, конечно, виляет собакой. Но только до тех пор, пока не пришел Хозяин.
Андрей Лазуткин, imhoclub.by