Генетика может и должна играть большую роль в жизни современного общества. На повышение ее значимости в инновационном развитии общества направлена реализация программы Союзного государства «ДНК-идентификация».
О новых возможностях и технологиях идентификации личности, важности изучения генофондов регионов Союзного государства рассказывает научный руководитель программы от Беларуси – главный ученый секретарь Национальной академии наук Беларуси, доктор биологических наук, профессор, академик НАН Беларуси Александр Кильчевский.
– Александр Владимирович, запуская программу «ДНК-идентификация», вы не стали изобретать, условно говоря, велосипед? Есть же достижения мировой генетики, приумноженные белорусскими и российскими учеными, – бери и пускай их в дело!
– Не все так просто. Далеко не все этносы достаточно хорошо изучены, в том числе население России и Беларуси. Актуальность тематики программы Союзного государства «ДНК-идентификация», ее идея заключаются в разработке высокоинформативных технологий генетической идентификации граждан, проживающих в регионах наших двух стран – Беларуси и России. Разработчиками и основными исполнителями программы стали ведущие генетические институты: с белорусской стороны – Институт генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси, а с российской – Институт общей генетики им Н.И. Вавилова Российской академии наук.
Работать начинаем не с чистого листа. Мировая генетика достигла больших успехов, имеет серьезную научную базу. Однако в условиях политической турбулентности, когда санкции и другие негативные явления становятся угрозой для использования научных инновационных достижений в самых разных областях жизни общества, актуальным становится импортозамещение, в том числе в прикладной генетике. В рамках программы «ДНК-идентификация» мы планируем собственную разработку и изготовление реагентов для определения ДНК-маркеров идентификации личности.
– Все программы Союзного государства отличает четкая практическая направленность. Какие области жизни общества выиграют от реализации обсуждаемой сегодня программы?
– Программа направлена на решение задачи улучшения качества жизни населения Союзного государства. Эта задача входит в приоритеты социально-экономической политики как Республики Беларусь, так и Российской Федерации. Это прежде всего повышение безопасности граждан путем ускорения раскрываемости тяжких и серийных преступлений, предотвращение террористических актов – новые генетические технологии будут способствовать быстрой идентификации личности преступников и их жертв. Особенно важна ДНК-идентификация при проведении судебно-медицинских экспертиз, для доказательства вины подозреваемого или, наоборот, непричастности к тому или иному преступлению. ДНК-идентификация – это, по сути, анализ соответствия биологических образцов, найденных на месте преступления, образцам, полученным от подозреваемого в совершении преступления.
В качестве таких образцов может быть ничтожно малое количество крови, спермы, слюны на выкуренной сигарете, даже одного волоска – любого биоматериала, содержащего хотя бы несколько клеток. В отличие от белков, являющихся нестабильными структурами, молекула ДНК обладает повышенной устойчивостью к воздействиям окружающей среды. Это дает возможность проводить идентификацию по прошествии даже очень длительного времени. Делается это по определенным маркерам – участкам ДНК, которые имеют этнографические особенности. К примеру, маркеры афроамериканского населения отличаются от тех, которыми обладают жители Беларуси. Кроме того, в результате реализации программы мы сможем определять по малому количеству биологического материала не только национальность человека, но и его внешность, возраст, психо-эмоциональный статус и т. д.
– Задачи россиян и белорусов в реализации данной программы разнятся или мы идем шаг в шаг, только с корректировкой особенностей этноса?
– Россияне больше сосредоточены на криминалистической части программы. Для нас одинаково важны и криминалистика, и медицина. Кстати, медицинские аспекты, как правило, могут быть полезны и в криминалистике. Допустим, у человека сахарный диабет или предрасположенность к какому-либо редкому заболеванию. У криминалистов есть возможность установить личность, локализовать место его пребывания, если человек обращался в поликлинику или состоит на диспансерном учете.
Важной особенностью программы «ДНК-идентификация» стало привлечение к ее реализации медицинских учреждений страны. Мы рассчитываем с их помощью запустить ряд механизмов ДНК-идентификации в самых разных направлениях медицины.
Например, вместе с Белорусской медицинской академией последипломного образования (БелМАПО) занимаемся разработкой ДНК-технологий для выявления генетических рисков эндокринных заболеваний. Еще один проект «Генетические аспекты заболеваний костно-мышечной системы» также реализуется совместно с БелМАПО.
РНПЦ «Кардиология» является соисполнителем двух проектов: «Определение генетического риска заболеваний тромбогенного характера» и «Выявление ДНК‑маркеров риска некаронарогенных заболеваний сердца». «Молекулярно-генетическая оценка риска аутоиммунных заболеваний» – еще один из медицинских проектов, осуществлением которого заняты Институт генетики и цитологии и Белорусский государственный медицинский университет (БГМУ). Разработкой технологий выявления рисков онкологических заболеваний на основе ДНК-маркеров занимаются три организации: Институт генетики и цитологии, НПЦ онкологии и медицинской радиологии и БГМУ.
Задача Института биоорганической химии НАН Беларуси – создать наборы реагентов для выявления ДНК-маркеров риска развития опасных и широко распространенных заболеваний. Нам необходимы не только образцы наборов реагентов, но и запуск их импортозамещающего производства. Беларусь и Россия не должны закупать дорогостоящие импортные реагенты. При аналогичных характеристиках стоимость отечественных реагентов будет на порядок ниже импортируемых. К тому же собственное производство обезопасит отечественную медицину от любых потрясений мирового рынка.
– Участвуют ли в программе отечественные криминальные службы?
– Безусловно. В числе партнерских организаций программы – НПЦ «Государственный комитет судебных экспертиз», который подключился к нашей программе в 2018 году. Его задача – разработка технологии определения этногеографического происхождения и популяционной принадлежности неизвестного лица по характеристикам его ДНК, а также создание геногеографической базы данных народонаселения Беларуси. Госкомитетом судебных экспертиз уже сформирована карта потенциальных зон сбора образцов биологического материала для формирования коллекции ДНК этно-популяций Беларуси.
Важным является изучение смешанного населения мегаполисов и прогноза динамики его этноса под воздействием миграционных процессов. Взять, к примеру, Минск, население которого представлено не только белорусами, но и россиянами, армянскими, азербайджанскими и другими диаспорами. В России этническое многообразие еще выше. Нам важно провести генетическую идентификацию населения больших городов, знать динамику их развития.
– Александр Владимирович, идет второй год реализации программы. Как вы оцениваете ее промежуточные результаты?
– Программа «ДНК-идентификация», действие которой рассчитано до 2021 года, успешно реализуется. Проводится сбор образцов биологического материала. Создаются базы данных, которые позволят определить особенности популяций регионов Беларуси и России, разрабатываются панели генетических маркеров, важных для медицины и криминалистики. Отрабатываются необходимые методики исследования, которые строятся на базе изучения лучших мировых методик и адаптируются, «затачиваются» под наши реалии. Впереди еще три года, и я уверен, что все мероприятия программы будут успешно выполнены. Будут созданы инновационные ДНК‑технологии мирового уровня, применение которых в криминалистике и медицине позволит повысить безопасность граждан Союзного государства.
Тамара Маркина, «7 дней»