Евгений Казарцев
Сложно не ругать «Хрусталь» за ошибки и неточности, но нельзя фильм Дарьи Жук и не похвалить — как минимум за обаятельность.
Фильм «Хрусталь» молодого режиссера Дарьи Жук стал главным белорусским кинособытием года: еще бы, специально для ленты из пепла восстал белорусский оскаровский комитет, который планирует выдвинуть работу на соискание главной премии в области кинематографа, а до того времени картина успела получить похвалу на нескольких фестивалях, в том числе и приз на Одесском. Наконец «Хрусталь» выходит в белорусский прокат — предпремьера состоялась в понедельник в минском Falcon Club Cinema Boutique, где оценил картину и колумнист Sputnik Евгений Казарцев.
История взросления
Беларусь, девяностые. Работы нет, денег — тоже. Главная героиня Эвелина подрабатывает диджеем и мечтает переехать в Чикаго. Но американская виза ей «не светит» — нет справки от работодателя, поэтому девушке приходится покупать на «блошке» бланк погибающего хрустального завода. Все бы хорошо, но консульство планирует перезванивать по указанному в бланке номеру, поэтому героине приходится добираться до городка Хрустальный и дневать у чьего-то телефона в ожидании звонка.
Сама режиссер Дарья Жук признавалась, что хотела сделать своего рода «тональный эксперимент» — и с этой точки зрения фильм можно считать удавшимся. Начавшийся как бойкая трагикомедия, к концу «Хрусталь» отбрасывает кокетство и становится полноценной драмой взросления. Уютно устроившемуся в кресле зрителю переломный момент может показаться шокирующим — но то и хорошо, ведь благодаря сцене (не будем спойлерить, вы потом сами поймете) картина становится совсем другой.
Ответит ли героиня на телефонный звонок из консульства и уедет ли в Чикаго? Эти вопросы перестают волновать уже на двадцатой минуте картины: авторы фильма уводят совсем в другую сторону, пытаясь затронуть широкий спектр тем — от жизни в белорусской глубинке до разницы между жителями столицы и маленького городка.
«Хрусталь» можно ругать
Девяносто минут «Хрусталя» проходят быстро — и так же быстро меняется отношение к фильму. Первое, за что можно и пожурить авторов, — то, как изображены девяностые. И вопрос вовсе не в точном историческом соответствии, а в аккуратности. Нет-нет, да и попадают в кадр нынешние витрины магазинов в переходах, одеты в соответствии со временем далеко не все и не всегда. «Режет» глаз это всю первую половину фильма. С другой стороны, кино — форма искусства, а не документальное запечатление времени. Поэтому, хоть вопросы к этому и возникают, но сильно ругать за это нельзя.
Наверное, как и за языковое несоответствие персонажей. Диалоги — слабая сторона сценария «Хрусталя». Здесь неестественно местами звучит «трасянка», слишком натянуты английские вставки в речи главной героини, театральный монолог напоминает сцена с разговором матери Эвелины с подругой по телефону — вопросы к происходящему на экране есть.
Наконец, побочные сюжетные линии — с матерью героини и ее приятелем — также смотрятся слишком натянуто. Будто создатели хотели уместить в полтора часа как можно больше. Но в итоге зритель остается только с вопросами: что это было, зачем, как так вышло?
Но есть и за что хвалить
Впрочем, упомянутые выше вопросы к «Хрусталю» можно и вовсе отмести. Вопрос в том, как оценивать кино. Если становиться в позицию «хуже Соррентино — значит, плохо», то лента слабая и особо ничем не примечательная. Но если посмотреть с точки зрения современного белорусского кино — пожалуйста, снимайте больше таких «Хрусталей».
После титров обнаруживается, что «Хрусталь» — достаточно обаятельный и бойкий фильм, с несколькими очень хорошими и смешными сценами, с уместной сатирой на действительность и переходом от одной тональности к другой. Белорусскому кинематографу такого не хватает — надежда лишь на молодых и независимых режиссеров, которые пробуют сделать что-то, отличное от снятого на «Беларусфильме».
Представить такую смелую драму взросления, снятую «официальными кинодеятелями», просто нельзя. Сложно вообразить подобный уровень копродукции, когда в одной картине приняли участие несколько стран. В конце концов, вышедшие в последние годы белорусские фильмы, на которые не надо насильно тянуть школьников, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Понятно, что «Оскар» эта картина вряд ли получит — слишком серьезная конкуренция с лучшими режиссерами всего мира. Но, возможно, Дарья Жук наберется опыта и следующими работами сможет принести стране вагон и тележку престижных призов, а когда-нибудь — и ту самую золотую статуэтку.
Если вы ждете ответа на вопрос «Стоит ли смотреть?», то определенно да — составить свое мнение, оценить работу молодого независимого режиссера. В конце концов, увидеть самый обсуждаемый и, возможно, главный фильм года. Так что берите билеты в кино — «Хрусталь» выходит в прокат уже 29 августа.
Sputnik Беларусь