«Девочка ищет отца» стал самым кассовым детским фильмом в СССР

Фильм «Девочка ищет отца», созданный в русско-белорусском соавторстве, закупило более 90 стран мира! Советские дети смотрели его по несколько раз: вначале в кинотеатрах, а потом и на телевизионном экране. В одиночку, с друзьями или с родителями юные зрители всей душой переживали за Лену, Колю и других ребят, которые во время войны проявляют мужество и достойно проходят сквозь нелегкие испытания. 

Афиша фильма
Афиша фильма

Анне Каменковой, известной ныне актрисе, а тогда пятилетней девочке, сыгравшей главную роль, была присуждена специальная премия за лучшую детскую роль на Международном кинофестивале в аргентинском Мар-дель-Плата в1960 году.

1

Анна Каменкова – в детстве и в расцвете сил
Анна Каменкова – в детстве и в расцвете сил

А на ІІ Международном кинофестивале фильмов о семье в Виченце в 1965 году фильм «взял» 2-я премию, а художник Юрий Булычев приз «Золотая пластина».

В СССР рейтинг фильма определялся количеством зрителей, его просмотревшим. Картины Льва Голуба «Девочка ищет отца, «Анютина дорога» и «Полонез Огинского» трижды попадали в «десятку лучших по итогам года.

Начало

Съемки одного их самых любимых детских фильмов начались в Мозыре 60 лет тому назад. В июне 1958 года съемочная группа выехала в город и там сразу же забурлила жизнь! Многие жители принимали участие в съемках, и потом, позднее, на премьере, в мозырьском кинотеатре, невозможно было расслышать диалоги героев, потому что зрители, увидев себя в кадре, орали от восторга!

На Полесье съемочная группа находилась 153 дня. За это время было отснято 2/3 фильма. А впечатлений у мозырян – хоть отбавляй. Столько баек сочинили, столько эмоций пережили, такой позитив получили! Вот уж поистине где проявляется животворящая сила большого искусства!

Выставка посвящается…

Афиша фильма
Афиша фильма

В преддверии юбилея в Президентской библиотеке открылась тематическая выставка, посвященная этой картине. Состоялся круглый стол, были выставлены экспонаты, имеющее отношение как к самой ленте, так и к тому сложному, трудному и одновременно удивительному времени, когда за свою родину в одном строю сражались дети и взрослые, а также представители всей многонациональной страны.

Во время круглого стола
Во время круглого стола

На встречу пришел и знаменитый белорусский оператор Олег Авдеев, который несмотря на свои 92 года помнит все подробности съемок так, словно они были вчера.

Олег Тихонович Авдеев
Олег Тихонович Авдеев

– Это произведение удивительной искренности и удивительной судьбы. Кино снято на «Беларусьфильме» в 1959 году, и до сих пор оно пересматривается и любимо зрителями, – обратилась к присутствующим заведующий филиалом Президентской библиотеки Татьяна Лычагина. – Фильм только тогда становится искусством, когда у него есть хорошая литературная база. Книга замечательного писателя и драматурга Евгения Рысса, которому в этом году исполняется 110 лет, и есть та самая основа, творчески переработанная белорусским сценаристом Константином Губаревичем.

img_9241

…Фильм повествует о маленькой дочке партизанского командира батьки Панаса, которая во время Великой Отечественной войны осталась одна на белорусской земле, оккупированной гитлеровцами. Девочку в лесном домике укрывает старый лесник, гитлеровцы ищут её, надеясь использовать Леночку в качестве заложницы. Внук погибшего лесника Янка, рискуя собственной жизнью, спасает дочь партизана от фашистов. Приключения, связанные с освобождением маленькой девочки из гестапо, легли в основу фильма.

Действие перенесено на белорусскую почву: в первоисточнике, к примеру, отец – легендарный генерал Рогачев, который освобождал Москву и Сталинград. А у Губаревича он «стал» батькой Панасом, также человеком не не менее фактурным и интересным.

На пробах

Вспомнили во время круглого стола историю о том, как искали исполнительницу главной роли. Народный артист Беларуси Александр Тиханович в одном из своих интервью  вспоминал, что когда-то на эту роль приглашали сестру его жены, Кристину Поплавскую. Но у нее тогда был небольшой дефект речи, и поэтому она не прошла.

Девочек искали везде: на улице, во дворах, в детских садиках, но все тщетно. А в это время будущая актриса Аня Каменкова играла в песочнице с ребятней… Кинорежиссер Лев Голуб случайно обратил на нее внимание: очень уж она явно командовала сверстниками, и те, что бросалось сразу в глаза, охотно ей подчинялись.

Пятилетняя девочка справилась с возложенной на нее задачей, ее играла покорила весь мир, и при этом ей удалось избежать самого опасного для маленьких актеров испытания – испытания славой.

Все вещи — подлинные, сохранившиеся с 60-ых
Все вещи — подлинные, сохранившиеся с 60-ых

Белорусская актриса Светлана Суховей, родившаяся в Мозыре, вспоминала: «На пробы родителей попросили  не наряжать детей, а привести девочек в чем-нибудь старом, рваном, поношенном. Но слово «кино» – магическое, и многие детки пришли красивые, в бантиках. Их, к сожалению, не взяли. А мне повезло. Я была счастлива, что мама правильно поняла задумку авторов». На главную роль, правда, ее не взяли, зато в эпизодах снялась, получив первый, но не последний кинематографический опыт.

Актриса рассказывает, что в детском садике, когда ее забирали с тихого часа, сажали в автомобиль и везли на съемки, она чувствовала себя настоящей принцессой.

Кстати, Светлана Суховей потом десятки раз пересматривала фильм, ей хотелось увидеть себя на экране, хотя бы макушечку – увы… Она не нашла себя в кадре, зато, оказавшись в «массовке» еще раз, уже не упустила свой шанс. А спустя девять лет сыграла и свою главную роль, в драме Алексея Салтыкова «Бабье царство».

В картине снялся мальчуган Володя Гуськов. Он позднее сыграл во многих известных фильмах – «Миколка-паровоз», «Два друга» и даже в «Андрее Рублеве». После службы в армии юноша не захотел связать свою жизнь с кино. Погиб в 80-х годах при невыясненных обстоятельствах.

Владимир Гуськов
Владимир Гуськов

Съемки

За спиной Льва Владимировича Голуба ходили слухи, что он слишком суров с маленькими актерами. Завистники судачили, а дети его просто боготворили! Они считали Льва Владимировича самым добрым и мудрым человеком.

Лев Голуб
Лев Голуб

Без поистине ангельского терпения работать с «молекулами» сложно: попробуй их раскачать, уговорить, заставить заплакать и засмеяться. Иногда кто-нибудь из группы не выдерживал и в приказном тоне обращался к «новоиспеченной коллеге»: «А ну-ка плачь!» И у ребенка – то ли от обиды, то ли от страха – появлялась на щеке слеза…Кстати, у Ани Каменковой легко «получался плач» в кадре. Даже взрослые мастера удивлялись этому природному дару.

Она называла своего киношного учителя «ЛевВладимирИльич!».  Будучи взрослой, она объяснила это аналогией с добрым дедушкой Лениным, о котором дети знали в СССР уже с пеленок.

Для маленьких мозырян съемки были игрой, а Лев Владимир относился к своей работе очень серьезно, он придерживался достоверностей даже в деталях.

Олег Авдеев рассказал о курьезной ситуации во время съемок.

В сцене «староста и полицай» на столе должен был стоять самогон. Режиссер приказал поехать в деревню и закупить этот напиток. И вот идет съемка: налили по стакану самогона… Дальше шел второй дубль, потом третий… Неудивительно, что вскоре актеры отключились, а съемки отложили до завтрашнего дня.

А еще был казус… Аня Каменкова по сюжету должна была съесть яйцо… Но сцена удалось далеко не с первого дубля,  и в итоге девочка «проглотила» штук 5 яиц , которые она обожала, но никто не знал, что у ребенка диатез от этого продукта. Аня вся покрылась сыпью, что вызвало переполох у всей съемочной группы… Правда, у мамы, педагога по образованию, претензий не было. Ее требовательность к дочери заметили еще на пробах, в павильоне: Аня лежала в шалаше, а потом, когда ей надоело, встала и пошла гулять по коридору… Мама, которая в это время пришла проведать дочь,  узнав о беглянке, тут же разыскала ее, хватанула за руку и привела на площадку: «Иди в шалаш, ложись и работай!»

Аня считает, что ее родители поступали всегда мудро. После ошеломительного успеха фильма «Девочка ищет отца» тут же посыпались приглашения в кино, но мама и папа не пустили так рано свою Анюту туда, на долгое время сохранив ощущение сказки и безоблачного детства.

Дело фильма
Дело фильма

На встречу принесли «дело фильма», в котором содержится немало ценой и интересной информации. Причем как для профессионалов, так и для любителей кино.

Скажем, пятилетняя Аня Каменкова заработала за семь месяцев съемок 1200 рублей. Фонд зарплаты режиссера за 11 месяцев составлял 22 тысячи. Суммы по тем временам фантастические! Как видим, кинематографистов в СССР ценили и материально они не были обижены.

img_9196

«Когда нашла эти документы в описи и особенно когда принесли их из хранилища и толста папка легал на стол, стало очевидно: «дело» сохранилась в полном объеме, – с горящим взором рассказывает Маргарита Старостенко, заведующий отделом научного использования документов и информации Национального архива Республик Беларусь. – Обратите внимание, здесь есть все: фотографии, эскизы костюмов, декорациям. Причем эскизы нарисованные! Это не современные отфотошопленные компьютерные рисунки! Кино очень тяжело снималось: вначале было трудно найти девочку-главную героиню, потом пошли дожди, затем натурные съемки перемежевывались какими-то препятствиями. Изучала документы и осознавала, что в этом деле каждая страница уникальна».

Эскиз к фильму
Эскиз к фильму

Первые цветные

Лев Голуб снимал не просто детский фильм, он снимал цветную картину. До сих пор даже на киностудии «Беларусьфильм» мало кто верит, что в 1958 году в распоряжении наших кинематографистов была цветная плёнка. А между тем, в том же году в Минске в цвете снимался и фильм Владимира Корш-Саблина «Красные листья». Чуть позже, в 1962 году, Лев Голуб использовал цветную пленку в картине «Улица младшего сына». Это были по тем временам смелые эксперименты, ведь массовый переход на цветное кино начался в Союзе в середине 60-ых.

Эскиз к фильму
Эскиз к фильму

Однако большинство зрителей конца 50-ых увидели все-таки черно-белый вариант картины.

Фильм снимался на цветной советской пленке ДС-2. Технология ее производства – трофейная, в Германии зеркальные камеры для работы с такой пленкой существовали уже в средине 30-ых, именно такими снималась Олимпиада 1936-го года.

Эскиз к фильму
Эскиз к фильму

Олег Авдеев признается, что пленка была несовершенная, цветопередача сложная, она требовала безупречного освещения, без каких-либо теней.

– Поскольку она быстро выцветает, приняли решение – заказать черно-белые копии, которые хранятся десятилетиями. И в любое время можно спокойно смотреть кино, – объясняет известный оператор технологическую кухню.

Восстановить цветной фильм, испорченный временем, фантастически дорого. Это не дешевле, чем заново снять картину. Однако цветная копия легендарного фильма существует, кстати, кадры восстанавливались по уникальной,  можно сказать, авторской ручной технологии.

«Фишки», которые запомнили

В начале работы Лев Голуб сказал молодому оператору Олегу Авдееву, что человеку без фантазии в кино делать нечего. Олег Тихонович на всю жизнь запомнил этот совет и гордился некоторыми своими «фишками», которые придумал уже в картине «Девочка ищет отца». Как, скажем, показать сцену, когда в бою убивают лесника?

«По сценарию дед падает ничком, а я предложил режиссеру сделать этот сюжет «отраженным: по песку в кадр спускается ружье, и зрителям становится ясно, что лесник убит, – рассказывает Олег Авдеев. – В итоге замечательно все вышло. Ружье, проехавшее через весь кадр, останавливается, а песочек еще продолжает сыпаться…

К сожалению, старые камеры, которыми снимали многие уже ставшие классикой киноленты, на «Беларусьфильме» не сохранились. Их то ли в 60-ые, то ли в 80-ые списали в утиль. Специальная комиссия наблюдала, как уничтожаются кинооборудование, оптика… Хорошие объективы разбивали молотком, чтоб не дай бог кто-то их не продал и не заработал копейку. Однако плохое быстро забывается. Помнится главное – мощный, неповторимый, яркий, любимый миллионами  советский кинематограф.

…«Девочка ищет отца» был самым кассовым детским фильмом в СССР. К сожалению, его редко теперь показывают на экранах, но те, кто имели к нему отношение, мечтали о том, чтобы в честь этого грандиозного успеха напротив Красного костела в сквере столицы установили когда-нибудь  скульптурную группу «Девочка и мальчик». В честь легендарного фильма, а также в память о детях войны.

Елена Николаева