Страсти по «Майбаху»

Специфика политической игры

Мы как в воду глядели: несмотря на реверансы в адрес БНР, националистические СМИ не преминули ударить по БПЦ. Спрашивается, зачем было под них прогибаться?

Причем тема «майбаха» вообще была раскручена с нуля и не имела прямого отношения к уголовному делу против Грозова.

Однако именно «майбах» митрополита Павла почему-то разошелся по всем оппозиционным СМИ, и тут информационные посылы националистов прозрачны как водичка — выставить церковь пророссийской, коррумпированной, а Павла — пришлым руководителем, который не пользуется авторитетом, но зато является чуть ли не миллионером.

maybah_0001
Беларуские газэты пишут на удивление однообразно.

Судя по комментариям, все это прекрасно заходит антироссийской публике. То, что пишут под новостями, явно тянет на разжигание розни, и самые нейтральные высказывания звучат в духе «пусть уважает наши традиции, если сюда приехал».

Нам очевидно, что именно так работают на раскол структуры, идет накачка «внутренних» авторитетов в противовес «пришлому» руководству, которое, в свою очередь, давят фиктивным общественным мнением.

maybah_0002

По сути вопроса замечу, что дорогие подарки такого класса на самом деле достаточно дежурная вещь. В РФ, например, на многомиллионные пожертвования строят церкви, и это нормально — а Беларусь просто беднее, показухи здесь меньше, а светить деньгами считается дурным тоном.

Вероятно, в данной ситуации достаточно было просто переоформить фигурировавшие в деле машины в собственность БПЦ, а не оставлять их числиться на физическом лице — и получился бы вполне красивый ход.

Увы, в исполнении националистов ситуация подается так, будто речь идет исключительно о неких российских «понтах» — написали и про коттедж в Дроздах, и про автопарк.

Удручает и то, что судебное разбирательство было инициировано самой БПЦ, ведь вынос сора из избы говорит о наличии сложностей и полном отсутствии корпоративной этики. Увы, надо понимать, что каждый такой случай будет неизбежно раскручиваться прессой.

Для сравнения — аналогичных публикаций по проблемам Римского костела в Беларуси вы не найдете, хотя для СМИ должны быть интересны такие темы как иностранное финансирование, подготовка кадров, использование дипломатического ресурса и некоторые, скажем так, интимные моменты, которые особенно любит наше дорогое британское посольство.

Однако у РКЦ с оппозицией соблюдается очевидный паритет, в то время как БПЦ постоянно оказывается в фокусе скандалов и нападок. Отчего так?

Всё просто. Давайте-ка вернемся к беларуским газэтам.

Зловещий инструмент российского влияния

Вот, к примеру, римский костел радует очередной порцией откровений ко Дню независимости:

maybah_0003

А вот еще характерный пример католического творчества к 3 июля:

maybah_0004

Не забыли на прошлой неделе и о еще одном друге белорусского народе — ксендзе Годлевском. Оппозиционная пресса возмутилась, что перед приездом иностранных делегаций из Тростенца убрали символический крест.

При этом самого Годлевского на «Радио Свобода» скромно подписали как «расстрелянного нацистами», оставив за скобками, что Годлевский с ними же активно сотрудничал.

maybah_0005

Впрочем, современники Годлевского оценили его по достоинству — вот цитата из воспоминаний Бориса Кита, известного деятеля образования, трепетно развивавшего белорусскую математику при Гитлере:

Галоўным школьным інспэктарам Беларусі стаў ксёндз Гадлеўскі.

Гадлеўскі — адзін з найвялікшых беларускіх патрыётаў. Тут дарэчы будзе зазначыць, што нашыя беларускія ксяндзы былі болей актыўныя, чым праваслаўныя сьвятары, якія вялі багаслужбы па-расейску. Каталіцкія сьвятары арганізаваліся ў мястэчку Друя, дзе быў манастыр. Яны пачалі актыўную беларусізацыю каталіцкай царквы, гутарылі ў касьцёлах па-беларуску, а не па-польску. У той час як польскія ксяндзы заўсёды ўбівалі беларусам думку, што тыя ня ёсьць беларусы, а ёсьць палякі.

Я найбольш меў справу з Гадлеўскім. Ён першы арганізоўваў беларускае школьніцтва на Беларусі, сьцягнуў мяне зь печы ў Лебедзеве, дзе я доўгі час хаваўся ад расстрэлу. З ягонай рукі я пераехаў у Маладэчна і пачаў працаваць у школьніцтве.

Апроч Гадлеўскага, быў таксама ксёндз Галякоўскі… Абодва яны былі расстраляны немцамі ў Менскім гестапа. Магчыма, што на іх былі нейкія фальшывыя даносы, гэта рабілася палякамі, АК, каб вынішчыць беларускую інтэлігенцыю, канчаткова далучыць будучыню Беларусі да Польшчы. Зрэшты, то была традыцыйная палітыка даваеннай Польшчы, асабліва ў адносінах да меншасьцяў.

maybah_0006

Кстати, характерно, что по версии Кита Годлевского устранили поляки, написав донос в немецкие органы безопасности. И немцы ликвидировали его именно по польскому доносу, а совсем не потому, что тот был «непокорным», «не любил Гитлера», «не хотел сотрудничать», «отстаивал белорусские интересы» и так далее, что нам сейчас активно вводят в уши.

Но ведь наше государство не педалирует эти и другие моменты. Кто старое помянет… Сегодня эта информация не имеет практической значимости и интересна только с точки зрения подрывной информационной работы.

Так зачем выражать мнения, которые однозначно направлены на раскол общества?

Мотивы же наших националистов очевидны — они методично копают под авторитет БПЦ в обществе, лепят из нее зловещий инструмент российского влияния.

В данном конкретном случае уже выстраивается семантический ряд — церковь, коррупция, Россия, богатство. Далее, как правило, появляются дежурные активисты, которые начинают что-нибудь требовать, писать унылые петиции и проч. Все это не за горами.

Искатели «батькиных нацистов»

В последние годы оппозиционные СМИ затачиваются на противодействие некой российской угрозе, но находят ее обычно там, где ее нет — на маргинальных российских ресурсах. И тут начинается бурное словоизлияние с обеих сторон, из которого состоит до половины контента оппозиционной повестки.

Например, «послевкусие» БНР раздувалось через перепечатки националистических российских СМИ. Причем несмотря на то, что президент возню с БНР однозначно осудил и не поддержал, подавалось всё так, будто в Беларуси вдруг объявились некие «батькины нацисты», чьими руками страна зачищается от российских активистов. (Об этой статье мы подробно писали, но самое интересное в ней — что она выглядела как заготовка, написанная заранее. Т.е. ее дали бы в печать при любом раскладе, независимо от итогов «свята».)

Причем видно, что та же «Лента.ru», которая в последнее время систематически начала мочить Беларусь руками бывшей регнумовской команды, старается максимально подогнать факты, чтобы подсветить российской администрации некую «новую», «актуальную» повестку. И хотя определенные журналистские круги явно заточены на разработку белорусской темы, пока белорусской повестки в России вообще нет как таковой, а всенародное обсуждение неких маргинальных наездов в перакладзе «Нашей нивы» выглядит, мягко говоря, провинциально.

Не надо создавать проблемы на ровном месте — а все реально существующие косяки упираются в белорусско-российскую экономику. Правда, об этом не так интересно писать, как про церковный автопарк — но ведь именно с ложной повестки кормится немаленькая группа оппозиционных белорусских журналистов.

Для сравнения — стоимость злополучного «майбаха» начинается от ста тысяч, о чем наши бессребреники не преминули написать.

А вот когда следователи ДФР приходили к Александру Иосифовичу Липаю, руководителю скромного информагенства «Белапан», оказалось, что тот получил от нерезидентов Беларуси в 2016—2017 гг. более 1,3 миллиона незадекларированных рублей (наверно, в подарок?) или более 650 000 тысяч у.е., которые, судя по всему, выносили из квартиры в коробке из-под ксерокса.

maybah_0007

И эта денежка, которую тоже вполне хватило бы на «майбах», очень скромно прошла мимо белорусских новостей.

Именно так, в одни ворота, работает их корпоративная этика. А вот с другой стороны баррикады с этикой, похоже, возникают проблемы.

Например, когда мы рубились по поводу «голубой» акции британского посольства и выразили публичную поддержку Игорю Шуневичу и МВД, БПЦ скоромно отмолчалась — хотя именно церковь вроде бы должна защищать традиционные семейные ценности.

Но консолидации общества опять не получилось, и пока эффект только в том, что теперь в грантовых заявках появятся новые статьи расходов на барацьбу за гамафобияй.

Ну и британцы продолжают резвиться, демонстрируют свой цветной секонд-хэнд.

maybah_0008

Ситуация с «майбахом» тоже не самая приятная, но для того и существует пресс-служба БПЦ, чтобы красиво выруливать, комментировать позицию и переводить стрелки на противника. Иначе, честно говоря, все это напоминает некий слив Павла как «пришлого», о чем уже пишут комментаторы в интернете.

Мы очень надеемся, что православная церковь более едина, чем это представляют себе националисты; но если завтра желтые оппозиционные СМИ накропают липовую сенсацию, что Павла подсиживают, потому что он русский, а в БПЦ грядет раскол из-за дележа автопарка — я не удивлюсь. Таковы законы жанра. Сегодня вас вроде бы хвалят за #БНР100, а завтра топят и травят те же самые люди — их психология нам хорошо известна.

А пока, судя по всему, тактика БПЦ заключается в том, чтобы максимально избегать публичного обозначения позиций. Но это отнюдь не ведет к повышению авторитета в обществе.

Мы же, со своей стороны, с большим уважением относимся к БПЦ. В публичных высказываниях видна и эрудиция С.Лепина, и его принципиальность — но они явно достойны лучшего применения, чем создавать контент для националистических СМИ.

Политическая игра имеет свою специфику, и играть в нее нужно командой. Иначе будет как в известной присказке: придут и за верующими, и за коммунистами, и за теми, кому все равно.

Андрей Лазуткин, imhoclub.by