ПРИЗРАК «ЕДИНОГО» КАК СИМВОЛ РАСКОЛА

Каждую президентскую кампанию, начиная с выборов 2001 года, белорусская оппозиция бредит «единым кандидатом», который сможет консолидировать протестный электорат и одержать победу над Александром Лукашенко. Все эти годы на оппозицию давят западные доноры, требующие выдвинуть единую конкурентоспособную политическую фигуру на очередные президентские выборы.

Оппозиция бредит, доноры давят. Игра в «единого кандидата» каждый раз проявляется в разных постановках и с разной степенью эффективности. А президентом Беларуси по-прежнему остается Александр Лукашенко.

Что-то подсказывает: предстоящие через два года выборы не привнесут в эту картинку ничего нового.

1

Год 2001-й

Относительно «единого» кандидата на президентские выборы оппозиции удалось выдвинуть лишь однажды. На выборах 2001 года эта процедура осуществлялась через КРДС (Координационную раду демократических сил) – формализованный центр разношерстных оппозиционных сил, объединившихся на платформе общей ненависти к внутриэкономическому и внешнеполитическому курсу Александра Лукашенко.

Центр был действительно разношерстным. Достаточно напомнить, что первоначальными претендентами на «единого» кандидата в КРДС рассматривались пять политиков с весьма противоположными идеологическими установками. От правого фланга – выходец из управленческой номенклатуры Семен Домаш и премьер-министр первого лукашенковского правительства Михаил Чигирь. Левый спектр оппозиции представляли лидер коммунистов Сергей Калякин и председатель Федерации профсоюзов Беларуси Владимир Гончарик. Звание оппозиционного центриста по факту досталось экс-министру обороны Павлу Козловскому.

Со сбором подписей за свое выдвижение кандидатом в президенты успешно справились Домаш и Гончарик. Они и пошли на регистрацию.

Семен Домаш и Владимир Гончарик
Семен Домаш и Владимир Гончарик

До последнего момента КРДС так и не мог решить, кто из двух лучше. Домаш выглядел убедительнее в публичном пространстве, имел связи в номенклатурной среде и поддержку в белорусскоязычном сегменте общества. Гончарик выглядел вяло и неубедительно, но КРДС поверил в мифическую силу профсоюзной поддержки, и пятерка упомянутых политиков путем кулуарных переговоров в закрытой от посторонних глаз комнате назвала Владимира Гончарика кандидатом от всей оппозиции.

Формально Гончарик «единым кандидатом» был. Однако фактически Домаш затаил обиду на выбор КРДС и, сняв свою кандидатуру с выборов, устранился от поддержки «единого» в ходе агитационной кампании. Это заметили его сторонники, которые значительной частью предпочли проигнорировать избирательные участки.

Выборы выиграл Александр Лукашенко.

Год 2006-й

К следующим президентским выборам в оппозиционной среде стало модным критиковать кулуарный механизм определения «единого кандидата», и лидеры политических структур придумали новую забаву – Конгресс демократических сил.

В результате многомесячного выдвижения и отсева в бюллетене для голосования делегатов Конгресса осталось четыре претендента – председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, поддержанный Партией БНФ представитель сети ресурсных прозападных центров Александр Милинкевич, экс-председатель Верховного Совета Беларуси Станислав Шушкевич и лидер коммунистов Сергей Калякин.

Выдвижение делегатов Конгресса, которых собралось под тысячу, проходило на собраниях представителей оппозиции в районах и сопровождалось интригами, демаршами и громкими скандалами, никак не свидетельствовавшими о единстве противников Лукашенко. В результате этих собраний явным фаворитом к Конгрессу подошел либерал Лебедько, который уже примерял на себя мундир «единого». Однако незадолго до Конгресса сторонникам Милинкевича удалось продавить изменение регламента, согласно которому мандаты делегатов в обход районных собраний получили несколько десятков представителей политизированных общественных организаций – явная креатура самого Мининкевича. Лебедько легкомысленно прозевал этот подвох псевдосоратника и проиграл на Конгрессе всего 8 голосов.

Однако и выдвинутый Конгрессом Милинкевич так и не стал единым оппозиционным кандидатом.

Белорусская социал-демократическая партия (Громада) проигнорировала Конгресс демократических сил и выдвинула кандидатом в президенты экс-ректора Белорусского государственного университета Александра Козулина.

Это выдвижение испортило «единому» Милинкевичу всю обедню и раскололо протестный электорат, несмотря на показушное единство обоих кандидатов.

Александр Милинкевич и Александр Козулин.
Александр Милинкевич и Александр Козулин.

Выборы выиграл Александр Лукашенко.

Год 2010-й

На этот раз оппозиция вообще не стала заморачиваться поиском «единого кандидата». Разговоры на этот счет быстро стухли. Оппозиционеры устроили «парад кандидатов», выдвинув из своих скромных рядов восемь (!) претендентов на высший государственный пост.

До сих пор имеются сомнения в том, что все оппозиционные кандидаты собрали необходимые для регистрации 100 тысяч подписей избирателей. Вероятно, это удалось сделать только лидеру гражданской кампании «Говори правду» Владимиру Некляеву, получившему внезапную мощную финансовую поддержку зарубежных доноров (факт установлен судебным процессом над Некляевым и его сторонниками в мае 2011 года), и координатору движения «Европейская Беларусь» Андрею Санникову.

Остальные демократические претенденты, согласно устойчивому мнению в самой же оппозиционной среде, видимо, не погнушались не очень демократическими приписками, на которые избирательные комиссии просто закрыли глаза. В результате Беларусь получила 10 кандидатов в президенты – как насмешку над потугами оппозиции определиться с «единым».

4

Выборы выиграл Александр Лукашенко.

Год 2015-й

Вот уж где оппозиция потешилась сама и потешила наблюдательную публику своей циничной игрой в выдвижение «единого кандидата»!

Процесс пошел за 2,5 года до выборов – в мае 2013-го, когда несколько оппозиционных структур сформировали коалицию за «Народный референдум» и недвусмысленно заявляли о перспективе выдвижения одного претендента на президентский пост.

До апреля 2015-го – полных два года (!) – оппозиционные лидеры дурили друг другу головы, проведя десятки заседаний по согласованию процедуры определения «единого кандидата». Но поскольку каждый хотел надурить каждого, а признаться в этом каждому было стыдно, чтобы не получить ярлык противника «единства оппозиции», переговоры закончились пшиком. Процедура выдвижения претендента так и не была согласована.

Круче всех в этой ситуации оказалась кампания «Говори правду», выдвинувшая кандидатом в президенты свою активистку Татьяну Короткевич.

Остальные демлидеры явно дали маху, выбрав тактику бойкота выборов и полагая, что «Говори правду» в одиночку не соберет за выдвижение кандидата 100 тысяч подписей. У белорусских оппозиционных лидеров есть такая любимая забава: смотреть со стороны, как коллеги (они же конкуренты за западные гранты) проваливаются в какой-нибудь политической кампании.

Но Короткевич не провалилась и стала первой в истории Беларуси женщиной – кандидатом в президенты. До сих пор ходят неподтвержденные слухи, что ее команда также сдала в избирательные комиссии какое-то количество «липовых» подписей. Но кто это сейчас докажет?

Татьяна Короткевич.
Татьяна Короткевич.

Тем не менее, факт остается фактом. Не сумев договориться о «едином кандидате» в 2015 году, оппозиция получила малоизвестную к тому времени активистку «Говори правду» в качестве единственного оппозиционного кандидата. Стоит ли говорить, что вместо поддержки Короткевич оппозиция приложила максимум усилий для того, чтобы дискредитировать «выскочку» из своих рядов и помешать ей в проведении избирательной кампании?

Выборы выиграл Александр Лукашенко.

Год 2020-й

Опыт прошедших двух десятилетий убедительно подсказывает: и на предстоящих президентских выборах белорусская оппозиция не решит задачку с выдвижением «единого кандидата».

Этому помешают, как минимум, три фактора.

Первый. Непримиримая борьба между демократическими партиями и организациями за ресурсы западных фондов, которых (ресурсов) становится все меньше по мере того, как официальный Минск стал на путь нормализации отношений с Западом и реальной многовекторности своей внешней политики.

Второй. Ненависть оппозиционных лидеров друг к другу, замешанная на борьбе за упомянутые выше ресурсы и умноженная на прошлые обиды, поражения и психологические комплексы.

Третий. Неверие самих оппозиционеров в то, что кто-то из них способен выиграть всенародные выборы у Александра Лукашенко. А зачем огород городить с «единым», когда победителем все равно станет известно кто?

Очевидно, что оппозиция попытается выдвинуть нескольких кандидатов, причем это никоим образом согласовываться не будет.

С большой вероятностью появится кандидат от шумной Правоцентристской коалиции (Объединенная гражданская партия, Движение «За свободу» и незарегистрированная партия «Белорусская христианская демократия).

Западные спонсоры не поймут подкармливаемых коалиционеров, если те не договорятся о своем кандидате.

Впрочем, это еще не факт, что договорятся. Своеобразные правоцентристы люто конкурируют друг с другом, и мы не удивимся, если каждый в конце концов пойдет на выборы своей дорогой.

В одиночку, своими кандидатами, точно пойдут Партия БНФ и Общественное объединение «Говори правду».

Не понятно, что увидим на совершенно дряхлом левом фланге оппозиции. Партия «Справедливый мир» (бывшие коммунисты) одна-одинешенька точно подписи за кандидата не соберет. Социал-демократы пребывают в состоянии перманентных внутренних скандалов и разборок – там та же история. Предпосылок к созданию Левоцентристкой коалиции, способной, может быть, поднатужиться и «вытащить» 100 тысяч подписей для регистрации кандидата в президенты, не просматривается.

Пока получается три, может быть, четыре оппозиционных кандидата.

История повторяется. У белорусской оппозиции – все время в виде фарса о «едином кандидате».

Выборы выиграет Александр Лукашенко.

Никита Палецкий