Мундиаль как репутационный проект состоялся

Отгремело главное спортивное событие лета — ЧМ-2018 по футболу. Мундиаль порадовал болельщиков и яркими матчами, и достаточно неожиданными результатами: уверенной игрой команд, считавшихся середнячками, и откровенными провалами признанных грандов. Однако у любого крупного спортивного события непременно присутствует еще одна сторона — политическая. Сколько бы ни говорили о том, что спорт вне политики, а по факту он был, есть и будет составной частью большой политической игры. Причем политическая функция больших спортивных мероприятий может быть как конструктивной, так и деструктивной, в зависимости от мотивов тех, кто использует спорт в своих целях.

Главной конструктивной задачей большого спорта всегда была миротворческая. Так, еще в Древней Греции во время Олимпийских игр прекращались междоусобицы между полисами. Этой традиции стараются следовать и в современном мире, однако столь же часто спортивные события используются и для прямо противоположного — эскалации и обострения конфликтов. Перефразируя известный афоризм, нередко спорт становится продолжением политики другими средствами.

Прошедший мундиаль также грозил погрязнуть в политических скандалах и интригах. Ведь политическая обстановка, сложившаяся накануне чемпионата, максимально благоприятствовала этому.

Затяжной конфликт в отношениях России и Запада, казалось бы, должен был неизбежно превратить футбольный праздник в арену политических страстей, тем более что, что уж греха таить, футбол является одним из наиболее политизированных видов спорта. Попытки шантажировать Россию угрозой лишить ее права проводить чемпионат предпринимались неоднократно в ходе его подготовки. И даже когда чемпионат открылся, предчувствие, что его будет сопровождать шлейф околофутбольных политических скандалов, присутствовало у многих.

Но этого не произошло. Чемпионат выдался на удивление аполитичным, и это можно считать одним из его главных достижений.

Досадный эпизод, связанный с проникновением на поле «Лужников» активистов панк-группы Pussy Riot, переодетых в милицейскую форму, стал, пожалуй, единственной ложкой горького дегтя в солидной бочке меда. А еще напоминанием — итоги чемпионата лучше подводить после финального матча, а не накануне его. Принимающей стороне удалось сделать все, чтобы максимально наполнить спортивный праздник позитивной повесткой. Большой спорт — это всегда большая дипломатия. Для страны-хозяйки это всегда хорошая возможность увидеть на своей земле мировых лидеров и обсудить с ними те или иные значимые вопросы. Для России эта дипломатическая составляющая важна вдвойне в свете попыток организовать международную изоляцию Москвы со стороны Запада. Присутствие на трибунах стадионов высоких гостей, в том числе из западных стран, наглядно продемонстрировало провал этих усилий. Очень удачно (и скорее всего, намеренно) с завершением чемпионата совпала встреча Путина и Трампа в Хельсинки, состоявшаяся аккурат на следующий день после торжественного закрытия мундиаля.

Не менее важна и народная дипломатия, которая также открывает для страны-хозяйки широкие возможности повысить свой международный престиж и улучшить имидж. Не секрет, что за пределами постсоветского пространства знания обычных людей о России в лучшем случае сводятся к набору стереотипов, распространяемых через СМИ и интернет. Дефицит знаний всегда был удобным инструментом пропаганды и обработки общественного мнения. В результате мундиаля тысячи футбольных болельщиков со всего мира посетили Россию, получив возможность избавиться от стереотипов и увидеть страну своими глазами.

Россия смогла организовать настоящий футбольный праздник, не омраченный политическими дрязгами и склоками. Это был тот самый случай, когда спорт действительно объединяет.

Всеволод Шимов, «Рэспублiка»