Кому — история, кому — пиар

До сих пор не могут утихнуть страсти в печально известном урочище Куропаты: казалось бы, уже с момента обнаружения этого трагического факта белорусской истории здесь должны царить тишина и порядок, — так принято по всем общечеловеческим и христианским традициям. И если общественность и власти активно ведут работы по подготовке к установке и обустройству памятного мемориала, то некоторые представители так называемой оппозиции не один десяток лет муссируют одни и те же лозунги и призывы.

Они не имеют ничего общего с памятью о жертвах репрессий, главное — шум. Например, попробуйте найти серьезные отличия между «Чернобыльским шляхом» и стихийными кучкообразными митингами в Куропатах — разницы не обнаружите. Одни организаторы, одна символика, одни лозунги. В данном случае никто особо не заморачивается содержанием, главное — форма. Своего рода истерия вокруг Куропат в последнее время напоминает криво поставленный спектакль, который с каждым годом сохраняет все меньше и меньше признаков первоначального содержания. Все чаще и чаще в Куропатах можно услышать политические лозунги. Конечно, как же, по мнению их авторов, не воспользоваться случаем. Вот только почему-то никто из них не хочет знать и помнить, что в Куропатах погибали не мифические «борцы за свободу Беларуси», а самые обычные люди, как правило, весьма далекие от политики. Они и подумать не могли, что спустя долгие годы станут предметом политических и национальных спекуляций. Кстати, насчет спекуляций: некоторые «историки» пытаются на полном серьезе придать репрессиям в Куропатах чисто русский характер. А почему именно русский? Мол, сами белорусы в репрессиях не участвовали. Получается, в НКВД служили только русские? Абсурд.

Новоявленным пропагандистам хочется напомнить: в СССР было 15 республик, и репрессивной сталинской машине было безразлично, представители каких национальностей будут расследовать доносы и фабриковать дела, приводить в исполнение смертные приговоры.

Хочет кто-то или не хочет, но это наш общий отрезок истории, и пытаться делить его создателей по национальному признаку в своих спекулятивных целях — преступно.

Сразу вспоминается аналогия с Украиной, где, по мнению подобных «ученых-историков», массовый голод, который был в те далекие годы практически на всей территории СССР, подается как спланированный национальный геноцид. Сегодня репутация некоторых участников различных акций в Куропатах неприятна даже тем, кто хотел бы искренне почтить память погибших.

Посудите сами: практически на любом «мероприятии» в Куропатах доминирует исключительно современная повестка, которую пытаются чуть ли не напрямую связать с событиями тридцатых годов прошлого века. Мне кажется, настоящие политики выбирают для себя другие методы и тактики, включая и трибуну для их оглашения.

А то действительно, получается, как сказал председатель Общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович: «Те, кто сейчас проводят там акции протеста, я считаю, спекулируют на костях».

Мое отношение к Куропатам однозначное: террору не может быть оправдания. Но любой нормальный политик и просто обычный человек не будет обсуждать в таких местах современные политические проблемы и тем более пиариться — память требует тишины и спокойствия.

Вы когда-нибудь видели митинги на кладбище? Я тоже нет. А чем Куропаты отличаются от кладбища?

Похоже, кто-то пробует «свежие сценарии» своих фильмов с однообразными сюжетами, но, увы, голливудского признания они никогда не получат.

Дмитрий Шамко, БЕЛТА