Вадим Елфимов
Каждый, кто учил в школе английский язык, знает эту фразу на зубок. Она почему-то особенно остается в памяти от всего курса грамматики и лексики, которыми пользовался Шекспир. Впрочем, говорил и писал великий поэт еще на староанглийском, которого не знает ни один из современных лондонцев. А вот совершенно волшебную и замечательно лапидарную фразу он бы понял: «London is the capital of…» – «Лондон является столицей»… В самом деле, а столицей чего является нынче этот город?
Не сочтите вопрос крамольным – ведь все течет, все меняется! Особенно если глянуть на собирательный портрет современного лондонца. Глядя на него, тот же Шекспир наверняка подумал бы, что очутился где-нибудь посреди британских колоний.
В то же время в самом Лондоне рыжеватые современницы Шекспира соревновались, чья же кожа белее мрамора, а волос светлее солнца. Лондон был когда-то главной штаб-квартирой воинственной Великобритании, величайшей из империй, введшей в оборот само понятие «заморские владения». Сухопутным войскам бритов было мало счастья, но стоило им пересесть на канонерки и фрегаты, как ситуация менялась. Паруса несли их к удаче.
И Британия единственным глазом адмирала Нельсона видела куда дальше и глубже любой другой державы именно благодаря своему флоту. А главное – она замечала чужие богатства и умело их «изымала».
С помощью все того же флота. А еще торговала рабами и опиумом. Вот тогда-то Англия и стала «царицей морей» и гордилась тем, что солнце никогда не заходит над ее колониями!
И что же такое сегодня Лондон? Из зе кэпитал чего?
Самый точный и образный ответ дал человек весьма осведомленный. Может, он плохо разбирается в мировых делах, хотя до недавнего времени и занимал пост министра иностранных дел, зато прекрасно постиг внутреннюю лондонскую политическую кухню. Иначе бы не преуспел в ней и не взлетел так высокого – до звания «правой руки» нынешнего премьера Терезы Мэй. Которую сам же и отсек…Так вот, именно в письме этой высокопоставленной даме Борис Джонсон (а речь идет именно о нем!) соизволил начертать следующие разоблачительные строки: «Страна идет к тому, чтобы стать колонией». И в данной фразе нет ни капли эпатажа, которым так славится Джонсон, одна горькая правда.
Вот как аргументирует Борис, прося о своей отставке: «Как я сказал, у правительства есть неспетая песня. Проблема в том, что я разучивал на выходных слова этой песни и обнаружил, что они застряли у меня в горле… Brexit должен был стать возможностью и надеждой. Он должен был стать шансом вести дела по-другому, стать более гибкими и динамичными и максимально использовать преимущества Великобритании как открытой, смотрящей вовне глобальной экономики. Эта мечта умирает, задыхаясь в ненужных сомнениях в самих себе». Не будем нарушать стилистику автора и перейдем к главному выводу, который делает Джонсон. Отвергая «мягкий» и затяжной вариант «развода» с ЕС, о котором достигла согласия Мэй, Борис пишет: «Предложения, о которых договорилось правительство, означают, по сути, следование законам ЕС. С этой точки зрения мы действительно движемся к статусу колонии – и многим будет трудно увидеть экономические и политические преимущества таких договоренностей».
В воскресенье, 8 июля, о своей отставке из-за разногласий с премьером по вопросу о будущем торговых и таможенных отношений с ЕС первым объявил министр по делам вrexit Дэвид Дэвис – ключевая фигура в кабинете министров, если учесть, что главная задача для Великобритании обязательно покинуть ЕС к 29 марта 2019 года. В понедельник в отставку подал и глава МИД Борис Джонсон. В настоящее время премьер Тереза Мэй пытается избежать вотума недоверия со стороны коллег по парламенту и спасти как свое лидерство в Консервативной партии, так и свое премьерство.
В минувшую пятницу Мэй заявила о намерении смягчить условия выхода Британии из Евросоюза. Премьер сказала, что Соединенное Королевство предложит Брюсселю создать зону свободной торговли и обозначить перечень товаров, которые не подпадут под будущие ограничения.
Эта программа не устроила сторонников более жесткого подхода к условиям выхода страны из единого европейского рынка. По их мнению, реализация такого плана сохранит зависимость Великобритании от ЕС в нетронутом виде и создаст преимущество для глобальных корпораций в ущерб местным производителям. Официальный документ (white paper) о позиции Лондона на переговорах с Брюсселем должны опубликовать уже на этой неделе…
Пока же вышло в свет лишь письмо Бориса Джонсона, но и по нему можно догадаться о содержании «компромиссных предложений» Лондона. По сути, Мэй выбрала отказ от вrexit при его сохранении. Эдакий нулевой вариант.
«7 дней»