Александр Шпаковский
В последнее время на различных международных площадках представители Беларуси часто говорили о необходимости «перезагрузки» отношений между великими державами и целесообразности обновления системы безопасности на европейском континенте и в мире в целом. Эта идея получила название «Хельсинки —2» по аналогии с «Хельсинским процессом», который положил начало прекращению холодной войны в 70-х годах прошлого века.
Местом проведения такого совещания по безопасности в этот раз мог выступить Минск, стремящийся обрести статус общепризнанного дипломатического центра.
Вместе с тем недавняя новость о том, что встреча президентов России и США состоится в столице Финляндии, указывает, что если «Хельсинки — 2» и возможен, то хозяевами этой площадки по-прежнему останутся нейтральные финны.
Значит ли это, что отечественная дипломатия потерпела поражение и как вписать белорусские интересы в предстоящие переговоры Владимира Путина и Дональда Трампа?
Прекращение конфликта как стратегическая цель
Думается, что те скептики, кто принялся злорадствовать по поводу того, что «Хельсинки остался в Хельсинки», несколько неадекватно воспринимают ситуацию и абсолютно беспочвенно критикуют ведомство Владимира Макея. Это тот случай, когда за деревьями не видят леса, то есть упускают главные моменты в погоне за второстепенными деталями.
Суть интересов Республики Беларусь вовсе не в том, чтобы застолбить в Минске переговорную площадку по вопросам международной безопасности — это далеко не основная задача. Главная стратегическая цель заключается в прекращении острого международного конфликта между Россией и Западом, развитие которого является угрозой для нашей страны во всех смыслах — от политики и экономики до военной безопасности. Шутка ли, но потери белорусского экспорта в 2014-2017 годах только в России и Украине, наступившие вследствие ухудшения экономической ситуации у партнеров, составляют десятки миллиардов долларов США.
Иным важнейшим вопросом является необходимость адекватного реагирования на процессы милитаризации в Прибалтике и Польше, где размещаются иностранные войска, авиационная техника, растут расходы на оборону. Практически ежемесячно у границ Беларуси проводятся учения вооруженных сил НАТО, некоторые из которых (например, «Анаконда 2016», «Удар Саблей 2018») имеют очень масштабный характер с задействованием десятков тысяч человек личного состава.
Отечественные военные специалисты открыто говорят о том, что в Польше на белорусском направлении фактически создана наступательная группировка, а постоянно ротирующиеся в ходе учений военные подразделения из США просто отрабатывают свои навыки на потенциальном театре боевых действий.
В этих условиях Минск объективно вынужден отвечать, и помимо серьезных вложений в разработку собственной техники белорусской стороне пришлось вернуться к дискуссии о возможности развертывания базы российских ВВС на территории нашей страны.
Как вписать белорусский контекст в российско-американскую встречу?
Получается, что высшее государственное руководство находится перед достаточно сложной дилеммой. С одной стороны, нынешний кризис международной безопасности серьезно угрожает будущему развитию Беларуси, в связи с чем Минск пытается всячески повлиять на обстановку с помощью дипломатических инструментов, а с другой —стремительная милитаризация у соседей вынуждает прорабатывать меры военного реагирования, что сложно совместить с «нейтральной», миротворческой риторикой.
В этом ключе предстоящая встреча Трампа и Путина в Хельсинки вселяет определенный оптимизм и совершенно не важно, что переговоры двух президентов пройдут в Финляндии, а не в Республике Беларусь. В данном контексте действительно значимым является то, ЧТО будут обсуждать лидеры США и России, то есть повестка предстоящей встречи.
Необходимо понимать, насколько в переговорах будут учтены интересы средних и малых стран, которые, по мнению Александра Лукашенко, «не должны безучастно ждать начала Третьей мировой и играть роль статистов в мировой политике». Поэтому Беларуси необходимо по максимуму использовать союзные отношения с Россией для того, что «продвинуть» собственные цели в программу переговоров. В связи с этим весьма интересно выглядит телефонный разговор между президентами РФ и Беларуси, который состоялся 29 июня по инициативе российской стороны.
Кроме того, в ходе прошедшего заседания Высшего госсовета Союзного государства Лукашенко и Путин подписали Концепцию согласованных действий в области внешней политики. На официальном уровне Москва всегда поддерживала миротворческие действия белорусской дипломатии, демилитаризация в Прибалтике и Польше является общим интересом безопасности, поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что Беларусь все же будет присутствовать на российско-американской встрече, где нашим доверенным лицом выступит Владимир Путин.
Sputnik