На постсоветском пространстве, включая Беларусь и Россию, запущен процесс повышения пенсионного возраста. В обществе активно обсуждаются демографические и экономические причины этого шага, его политические и социально-экономические последствия, идут «тёрки» аргументов «за» и «против».
Имею право вставить свои «пять копеек».
Добропорядочная сестра и непутевый брат
Вы мне объясните: почему человек, честно работавший и исправно плативший налоги, теперь оказался в дурацком положении по сравнению с тем, кто работал нелегально и ни копейки не положил в Пенсионный фонд?
У меня есть знакомые – родные сестра и брат. Оба люди взрослые, возраста, скажем так, предпенсионного.
Сестра – человек образцовой трудовой биографии. Всю жизнь проработала на государство. Имеет солидный стаж, зафиксированный в трудовой книжке. Никогда не видела зарплаты «в конверте». Исправно платит подоходный налог.
На таких тружениках держится весь Пенсионный фонд Отечества.
Брат в плане трудовой биографии – прямая противоположность. На его отрицательном примере идеологическим работникам следовало бы учить детей и подростков, как не надо строить жизнь.
Как только рухнул Советский Союз, брат быстро сориентировался в новых обстоятельствах и свалил с госпредприятия на «вольные хлеба». Причем не в легальный бизнес – с зарплатой через бухгалтерию и социальными отчислениями, а в абсолютную «тень», которая обозначается в анкетах многозначительной фразой «временно не работаю».
Разумеется, все эти годы человек работает. Работает неофициально. Руки у него золотые, выполняет заказы граждан на основе «джентльменского соглашения». Несколько лет назад услышал модное иностранное словечко и с тех пор называет себя исключительно «фрилансером».
Их мама, совсем уже старенькая женщина советской закваски, извелась слезами, переживая за судьбу сына. Не раз приходилось слышать ее горький вздох: «Он же без трудовой книжки работает. Останется на старости без пенсии…» И всегда ставила в пример непутевому брату добропорядочную сестру.
И вот наблюдаю, как инициаторы повышения пенсионного возраста развернули переживания старушки на 180 градусов. Ее система ценностей дала серьезную трещину.
Раньше бабушка рассуждала как?
Дочь доработает до 55 лет и станет получать среднестатистическую государственную пенсию. Сын, достигнув 60 лет, будет иметь только минимальную социальную пенсию.
Теперь условия существенно меняются.
– Ну и кто из нас оказался умнее? – спросил сын у матери, узнав о повышении пенсионного возраста. – Я или сестрица? Она столько денег государству подарила, а до пенсии мы все равно оба не дотянем…
И в этих словах есть хоть и не вся правда, но значительная ее доля. И она очень несправедлива по отношению к тем людям, которые всю жизнь честно работали по правилам, установленным государством, однако государство, как выяснилось, не в состоянии обеспечить им значимых пенсионных преимуществ перед так называемыми «фрилансерами».
Обидно.
Дожитие мое…
В демографической науке применяется специальный термин «срок дожития». На простом языке – это устанавливаемый государством, согласно статистике, средний срок жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых.
Давайте посмотрим, что произойдет с нашим «дожитием» после введения новых рамок пенсионного возраста.
Общеустановленный пенсионный возраст в Беларуси повышается поэтапно – ежегодно на 6 месяцев до достижения мужчинами 63 лет, женщинами 58 лет.
В союзной России правительство поступает «круче» и предполагает повысить пенсионный возраст до 65 лет у мужчин и 63 лет для женщин. Но здесь тоже имеется в виду постепенность процесса, который продлится до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин.
Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2017 году средняя продолжительность жизни в стране составила 69,3 года у мужчин и 79,2 года у женщин. В России эти показатели немного ниже – 67,5 года у мужчин и 77,4 года у женщин.
То есть, мы видим, что и в Беларуси, и в России среднестатистический гражданин любого пола, даже при новых нормативах пенсионного возраста, имеет больше шансов дотянуть до пенсии, чем умереть «молодым».
Однако мы также видим, что пожить на пенсии среднестатистическому гражданину отводится оскорбительно малое количество лет – 2-4 года мужикам, 10-15 лет женщинам.
Ниже приведена таблица (источник: replika.md) пенсионного возраста и средней продолжительности жизни в разных странах мира трехлетней давности – то есть, до принятия решения о повышении пенсионного возраста в Беларуси и России.
Мы видим, что возраст выхода людей на пенсию в этих странах существенно не различается. Зато различается продолжительность жизни в экономически более развитых и в менее развитых государствах. И получается, что при одинаковом возрасте выхода на пенсию «срок дожития» на этой пенсии разнится на 10 и более лет.
И это тоже обидно.
Понять правительство и… не умереть
Однако не хочется становиться на позицию огульного осуждения правительственных мер, предусматривающих повышение пенсионного возраста. Понятно, что на эту непопулярную меру государство идет не из-за того, чтобы обидеть народ. У государства есть убийственные аргументы в пользу повышения срока выхода на пенсию.
Главный из них – сложная демографическая ситуация, которую сегодня переживают не только Беларусь и Россия.
Во многих государствах мира, особенно в экономически развитых, происходит процесс «старения нации».
Нации попали в «ножницы», когда социально-экономическое благополучие и развитие медицины приводит к заметному увеличению продолжительности жизни людей, но одновременно с этим сытые и благополучные граждане не желают обременять себя большим количеством детей.
На примере Союзного государства эти ножницы выглядят так. Если в советские 80-е годы на 1 пенсионера приходилось 5 работающих, то сегодня Беларусь и Россия подошли к ситуации, когда 1 пенсионера вынуждены «содержать» 2 трудоспособных гражданина.
Понятно, что пенсионный ресурс трещит по швам. Если не принимать срочных мер, то рухнет вся государственная финансовая система. Повышение пенсионного возраста очевидно снижает эту нагрузку.
Второй аргумент в пользу повышения пенсионного возраста – увеличение продолжительности жизни.
Нужно иметь в виду, что и Беларусь, и Россия в последние годы демонстрируют тенденцию к устойчивому росту этого показателя.
Мы выбрались из «ямы» лихих 90-х. Мы стали жить дольше, значит, и работать можем дольше – это факт и «плюсик» в копилку тем, кто выступает за повышение пенсионного возраста.
Вот примечательный график (источник: europortal.ru) по этому поводу, относящийся к Российской Федерации. В Беларуси – аналогичная позитивная тенденция.
Между прочим, есть еще один серьезный аргумент в пользу повышения пенсионного возраста, о котором противники этого шага предпочитают молчать, – сэкономленные деньги Пенсионного фонда можно будет направить на повышение пенсий. И это тоже правда.
Разумеется, приводятся и серьезные контраргументы. И не только самый главный – мол, «не доживем». Именно на нем мой знакомый выстраивает сегодня троллинг своей сердобольной мамы и добросовестной сестры.
Общеизвестно, например, что после 40-45 лет людей в принципе неохотно берут на работу.
А если и взяли пенсионера, то он, получается, отобрал рабочее место у молодого и не менее трудоспособного человека.
Как видим, пока Пенсионный фонд пребывает в тяжелом кризисе, на пенсионном фронте завязываются свои неприятные коллизии.
Что делать?
Я не специалист социальной науки под названием «демография» и точно не специалист пенсионного законодательства.
Однако, если мне сильно повезет, то тоже когда-нибудь стану стариком и приду в собес за своей пенсией.
Поэтому рассчитываю, что за фразой «пенсионная реформа» не скрывается одно лишь повышение возраста выхода на пенсию.
Очевидно, что пришло время переходить на смешанную систему пенсионного обеспечения – когда социальную часть пенсии выплачивает государство, а остальную часть человек накапливает сам себе в течение всей трудовой деятельности.
Конечно, накопительная часть пенсии должна наследоваться семьей работника, если он, не дай Бог, уйдет из жизни раньше.
Частью системной пенсионной реформы должны стать и усилия государства по созданию условий для повышения уровня заработной платы в стране! Тогда человек получит возможность делать больше отчислений в накопительную часть своей пенсии, которая в любом случае достанется ему или его прямым наследникам.
И вот только тогда добросовестная и добропорядочная сестра скажет своему «хитросделанному» братцу:
– Глупый, не думал ты о пенсии смолоду. Вот и остался на старости у разбитого корыта.
Никита ПАЛЕЦКИЙ