В последнее время Запад проявляет повышенное внимание к Белоруссии. Визиты высоких чиновников из ЕС сменяются научно-практическими конференциями и семинарами с участием, а порой и под эгидой представителей западных институтов. Знаком особого отношения Запада к республике стал выбор Минска для сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ и собрания Совета конференций католических епископов Европы, которые были проведены летом и осенью прошлого года. Причины такого внимания пристально изучают политические аналитики. С одним из них — директором белорусского неправительственного аналитического центра «Актуальная концепция» Александром Шпаковским встретился корреспондент «Правды» Олег Степаненко.
— Александр Павлович, вы проходили стажировку по вопросам международных отношений, экономики, безопасности, прав человека в рамках образовательных программ Евросоюза, США, Российской Федерации и КНР. Как видно из ваших публикаций и выступлений, она помогла глубже понять политику Запада по отношению к Белоруссии.
— Да. Политика эта хорошо продумана и основательно отработана. Суть её, пожалуй, лучше всего отражает резолюция конгресса США по Белоруссии от 3 мая 2003 года, которая требует «поддержать рыночные преобразования и интеграцию в трансатлантическое содружество наций». Если первая часть этой двуединой задачи означает навязывание республике разрушительной либерально-рыночной экономики, которую под руководством Запада создали в России и других постсоветских странах, то вторая направлена на то, чтобы не допустить создания Союзного государства. В упомянутой резолюции Союзный договор, подписанный 8 декабря 1999 года между Белоруссией и Российской Федерацией, назван нелегитимным. По сути дана политическая установка для экспансии, завоевания Белоруссии «мирным путём».
— А политическая установка, как известно, руководство к действию.
— В соответствии с ней Запад развернул против Республики Беларусь широкомасштабную информационную войну. Акции, разнообразные по форме и ссодержанию, были направлены на достижение следующих, подчёркиваю, политических целей. Прежде всего на разрушение общей исторической платформы, основу которой составляют единые родственные корни и братство белорусского и русского народов, на пропаганду мифа о вековом национальном унижении белорусов со стороны России. Одновременно западные информационные средства сосредоточились на дискредитации советского прошлого, идей социализма, Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а также на создании негативного образа белорусско-российской интеграции как одной из форм «оккупации» Белоруссии Россией.
— При этом делалось всё возможное для продвижения привлекательного образа западных интеграционных структур и военно-политических организаций — ЕС, НАТО.
— И, добавлю, формирования «европейской мечты» в белорусском обществе. Но особое место заняла пропаганда идеологии белорусского национализма, созданной на основе сочетания либеральных ценностей, евроатлантического цивилизационного выбора, воинствующего антикоммунизма и русофобии. И, конечно же, компрометация действующей власти Республики Беларусь, от которой требовали включения националистической повестки в государственную политику и последующей передачи управленческих функций националистам. Для лучшего понимания современной обстановки отмечу, что поддержка белорусского национализма и использование этой идеологии в геополитическом противоборстве с Россией является традиционной установкой внешней политики США. Установкой, которую аналитики североамериканских спецслужб сформулировали ещё в начале 50-х годов прошлого века.
— «Правда» публиковала выдержку из отчёта ЦРУ от июля 1951 года, посвящённого работе с белорусской эмиграцией из числа бывших нацистских пособников: «… Про реальную силу белорусского национализма известно мало, но даже если он не такой сильный, как на Украине, может оказаться, что эта республика [БССР] является достаточно стратегически важной площадкой для того, чтобы стоило культивировать этот национализм».
— И культивировать его, как хорошо помнит старшее поколение, Запад стал всеми возможными способами. При Советском Союзе — с помощью белорусской службы радио «Свобода» (начала вещание в Мюнхене 20 мая 1954 года) и каналов переброски белорусской эмигрантской печати. С развалом СССР началась активная инфильтрация носителей националистической идеологии в журналистику, сферу гуманитарной науки, политику Республики Беларусь, образованной на месте БССР. Под давлением Белорусского Народного фронта символика здешних националистов — бело-красно-белый флаг и герб «Погоня» — была принята в качестве государственной. Но на референдуме 1995 года, который после победы на президентских выборах инициировал Александр Лукашенко, народ отверг эту символику. Были поддержаны его предложения и по другим основополагающим вопросам: интеграции с Россией и придания русскому языку статуса второго государственного.
Таким образом проект построения в Республике Беларусь прозападного националистического государства потерпел поражение.
— Поэтому референдум 1995 года не признали госдеп США и Парламентская ассамблея ОБСЕ, а Запад обрушился на Белоруссию.
— Именно выбор её народа стал точкой отсчёта в противостоянии евроатлантического сообщества и белорусского руководства — противостоянии, которое, принимая в разное время различные формы, продолжается до настоящего момента.
— Об этом, видимо, следует рассказать подробнее.
— Почти пятнадцать лет, с 1995 года по 2010-й, Запад шёл на Белоруссию, что называется, в лобовую. Применялись разнообразные методы: от стимулирования насильственной смены власти, санкций и дипломатического давления до переговоров с белорусским руководством. Но при всём разнообразии форм и методов именно силовой сценарий «цветной революции», который пытался осуществить Запад силами своих контрагентов — антилукашенковской оппозиции, — был определяющей линией в его действиях. Новейшая история Белоруссии помнит как минимум шесть таких попыток, большей частью приуроченных к важным событиям внутриполитической жизни, таким, как выборы президента или законодательных органов власти, в 1996-м, 1999-м, 2001-м, 2006-м 2010-м и 2011 году. Все эти лобовые столкновения с белорусским государством большей частью были полностью провальными для Запада, прикрывавшего свои агрессивные действия фиговым листком «защиты прав человека». После каждого провала стержневым в проблематике двусторонних политических отношений становился вопрос об условно-досрочном освобождении «политзаключённых» — прикормленных Западом функционеров оппозиции, которые были осуждены за грубые нарушения Уголовного кодекса Республики Беларусь во время организованных ими массовых беспорядков.
Подобное хождение по кругу никак не приближало Запад к решению своих задач. Республика не позволяла втягивать себя в орбиту его геополитического влияния, внедрять националистические идеи в сферу государственного управления и либерально-рыночные принципы в область экономической политики. Нужно было перестраиваться, менять тактику при сохранении прежних стратегических целей. Что и было сделано.
— О сути этой перестройки западные политики предпочитают молчать. Но шила в мешке не утаишь. «Надо помогать тем, кто ведёт в Беларуси тихую постоянную работу, чтобы подготовить её переход на демократические стандарты Запада», — выражая общее мнение руководства США и Евросоюза, осознавшего, что сценарий «цветной революции» в «лукашенковской республике» не пройдёт, заявил в 2011 году тогдашний председатель Европейского парламента Ежи Бузек.
— От провалившегося курса на «цветную революцию» Запад перешёл к новому курсу, получившему название «трансформация» и «вовлечение». Он предполагает постепенную ненасильственную смену власти и геополитического выбора Республики Беларусь с помощью изменения общественного сознания и ценностной базы населения, кооптирование агентуры влияния в органы государственного управления.
— С предельной откровенностью об этом сказал директор белорусской программы некоммерческой организации PACT и по совместительству один из главных соавторов сценария «цветных революций» на постсоветском пространстве Балаш Ярабик: «Пока Запад не сможет расширить свои контакты и влияние среди представителей бюрократии, у него мало шансов на поддержку реформы системы. При разумном подходе Запад имеет шанс изолировать Лукашенко от общества и заставить бюрократию пересмотреть риск нахождения его у власти в дальнейшем. Доказывая чиновникам, что лидер уже не способен добиваться уступок у Запада (Востока), вместе с программой помощи гражданскому обществу независимые средства массовой информации, реабилитированная оппозиция смогут привести к необходимым переменам в белорусском руководстве и обществе». Этому, как заявил Б. Ярабик в преддверии выборов президента Белоруссии в 2015 году, и способствует новый курс, который он охарактеризовал как «тихий диалог с официальным Минском наряду с поддержкой гражданского общества и независимых СМИ».
— Действительно, основными движущими субъектами подобных «мирных перемен» стали разветвлённые сети внешне аполитичных и даже, казалось бы, общественно-полезных неправительственных организаций, «независимые» СМИ, блогосфера и сообщества в социальных сетях. «Смена вех» в восприятии Белоруссии на Западе выражается в практических действиях зарубежных некоммерческих организаций (НКО) в период 2015—2017 годов: от откровенной подготовки бунта и «цветных революций» иностранные фонды перешли к финансированию различных проектов, направленных на «трансформацию» и «вовлечение».
В этом случае в основе замысла находится не демонтаж белорусского государства, а его постепенное изменение, когда в силу внешнего воздействия на сознание масс у конституционного строя Белоруссии в его нынешнем виде просто исчезнет социальная база поддержки. При этом государственный аппарат будет самостоятельно инициировать необходимые Западу изменения на основе принципа совместного участия в различных проектах и постепенного втягивания чиновничества в идейно-политический контекст «демократических государств».
— Ключевой элемент стратегии «трансформированиия», как вы не раз отмечали в своих статьях, — информационное противоборство, борьба за умы и души людей, за массовое сознание.
— Бесспорно. В этой борьбе используются новейшие достижения прогресса. В последнее время, например, изменились каналы информации. Наряду с телевидением на ведущее место вышел интернет. Для стратегии Запада по отношению к Белоруссии это имеет, я бы сказал, особое значение.
— Почему?
— Белорусский сегмент интернета стремительно развивается. В мировом рейтинге распространения широкополосного доступа (ШПД) в интернет республика занимает 23-е место среди 195 стран. Общее число пользователей ШПД в январе 2017 года составило 3 миллиона 60 тысяч, что на 5,5 процента больше, чем в 2016-м. Причём только 68 из 100 белорусских пользователей интернета применяют ШПД для работы в глобальной сети, то есть население активно задействует также иные каналы. В частности, по состоянию на 2015 год на 1000 человек было зарегистрировано 1205 абонентов мобильной связи, общее число их составляло 11,4 миллиона человек. Анализ показывает, что ключевая цель присутствия белорусов в интернете — общение в социальных сетях и поиск информации. По данным Национального статистического комитета, только три процента белорусов в возрасте 16—24 лет не пользуются социальными сетями. Значит, тактика по продвижению деструктивной информации через интернет выглядит наиболее перспективной, а обстановка в национальном сегменте интернета стала, подчёркиваю: актуальным вопросом государственной безопасности Республики Беларусь.
— Некоторые считают, что вы преувеличиваете опасность этой виртуальной угрозы.
— Ничуть. Основными западными фондами, работающими на белорусском направлении с позиций сопредельных государств (IRI, NDI, NED, GMF, PACT, SIDA, KAS, FES и пр.), а также по линии правительственных грантов стран ЕС осуществляется активная поддержка различных интернет-ресурсов, популярных блогеров, сообществ в социальных сетях. В 2017 году только США выделили порядка 9 миллионов долларов на «поддержку демократических ценностей» в Белоруссии, из них около 520 тысяч долларов — на подготовку так называемых независимых журналистов и блогеров. Наиболее популярный оппозиционный интернет-ресурс «Хартия-97», отличающийся высокой степенью радикальности, осуществляет свою деятельность с территории Польши (редакция базируется в Варшаве), его поддерживают польские власти, финансовую помощь ему оказывает Германский фонд Маршалла (GMF). В результате западной «подпитки» выросли возможности и других оппозиционных интернет-ресурсов.
— Существуют определённые замеры их рейтингов, определяющие степень популярности в обществе. Как они выглядят?
— Активная работа иностранных НКО в белорусском сегменте интернета привела к тому, что по состоянию на 18.07.2017 года за 31 день в разделе «Новости и СМИ» рейтинги выглядели так: в числе наиболее популярных ресурсов 1-е, 7-е, 10-е и 11-е места занимают откровенно радикальные издания антигосударственного толка. Кроме того, протестные митинги и выступления, прошедшие в различных регионах республики в феврале — марте прошлого года, показали, что радикальные силы активно используют в своих целях тематические группы социальных сетей, видеоблоги, размещение коротких видео-роликов и «стримов» в пространстве «Ютьюба», в «Одноклассниках», «ВКонтакте», «Фейсбуке» и т.д. Количество просмотров отдельных обращений блогеров, «стримов» с акций протеста составляло более 100 тысяч человек.
— Можно ли сделать вывод, что социальные сети воспринимаются сейчас иностранными НКО как один из основных инструментов для достижения перемен в Белоруссии?
— Несомненно. Это подтверждают высказывания оппонентов официального Минска из числа представителей общественно-политической мысли западных стран. Так, в интервью радио «Свобода» профессор Университета Альберты (Канада) и руководитель Северо-американской ассоциации белорусских исследований Дэвид Марплз заявил следующее: «белорусская молодёжь перешла на новые каналы информации, которые открыли новые возможности»… «социальные сети делают перемены в Беларуси в гораздо большей степени вероятными, чем раньше»… «многие белорусы, находящиеся за рубежом, формируют альтернативные центры дискуссий в Варшаве, Вильнюсе, Праге». Всё говорит о том, что информационное присутствие контрагентов Запада в национальном сегменте интернета будет только усиливаться.
— Но ведь в борьбе за умы и души используются и традиционные СМИ.
— С территории Польши за счёт средств государственного бюджета организовано вещание на Белоруссию спутникового телеканала «Белсат», радио «Рацыя» и их интернет-версий на белорусском языке, открыто призывающих граждан республики к недоверию официальной государственной политике и к акциям гражданского неповиновения. Фактически западными НКО на белорусском направлении создана полноценная информационная инфраструктура, включающая печатные издания, крупнейшие среди которых — газеты «Народная воля» и «Новы час», популярные интернет-ресурсы (кроме «Хартии-97» — «Наша Ніва», «Еврорадио» и другие) и упоминавшиеся уже телеканалы «Белсат», радио «Рацыя». Плюс, конечно, радио «Свобода». Эту сеть дополняют менее значимые интернет-ресурсы, а также локальные сайты, посвящённые региональной проблематике, на создание которых в 2011—2015 годах была направлена деятельность дочерней структуры белорусской программы PACT (Фонд развития сообществ) и других организаций.
— Вы не раз обращали внимание на опасность различных общеобразовательных программ для работников СМИ, которые Запад готовит за счёт средств немецких фондов KAS, FES, шведского агентства по международному развитию SIDA, PACT и других своих институтов.
— Эти программы, предназначенные для журналистов и редакций государственных средств массовой информации, а также ресурсов и изданий (информационное агентство «БелаПАН», портал TUT.BY, «БелГазета» и прочих), не имеющих прямых связей с западными фондами, однако зачастую выступающих с прозападных, антиправительственных позиций, нацелены на формирование в медийной среде лояльного отношения к неолиберальным ценностям и целям информационной политики Запада в Беларуси. Создана, материально оснащена мощная пропагандистская машина, которая работает на то, чтобы переделать сознание белорусского общества.
— И каковы результаты? Функционеры из «демократического» лагеря заявляют, что за последние годы добились в этой работе значительного успеха.
— Я бы не сказал. Хотя некоторая часть населения повелась на их идеологические приманки. Особенно, и это всего тревожнее, — в самом остром и чувствительном вопросе национальной идентификации. Разработанные на Западе и подхваченные здешними «демократами» идеи, отрицающие общерусские корни восточнославянских народов — русского, белорусского и украинского, к сожалению, не получали достаточного отпора со стороны власти. Прилавки некоторых книжных магазинов заполнены литературой о «вечной вражде российского и белорусского народов», о том, что белорусы — не славяне, а «литвины». Больше того, и в официальных источниках информации — государственных СМИ порою проводятся те же идеи. Всё это, как и спланировал Запад, остриём своим направлено против России, на разрыв нашего с ней исторического единства.
— Но ведь, согласитесь, и определённые силы с российской стороны добавляют масла в огонь. Хотя бы своими попытками доказать, что нет вообще никакого белорусского народа.
— И при этом, добавлю, доходят до абсурда. Я даже слышал анекдотичное утверждение, что белорусский язык выдумали спецслужбы Австро-Венгерской империи Габсбургов. Но вот самый расхожий довод подобных «историков-теоретиков»: мол, и белорусскую нацию, и язык «создали» большевики.
— Знакомое обвинение. Ещё в 1921 году в докладе РКП(б) по национальному вопросу И.В. Сталин подчёркивал: «Я имею записку о том, что мы, коммунисты, будто бы насаждаем белорусскую национальность искусственно. Это неверно, потому что существует белорусская нация, у которой имеется свой язык, отличный от русского».
— Белорусская народность, нация сложилась в ХVII—ХVIII веках из общерусской — неоспоримый исторический факт. И представители российских кругов, не желающие его признать, навсегда отстали от времени, как и белорусские националисты, пользующиеся «теориями», разработанными на Западе и перенятыми отцами-основателями БНР и бэнээфовцами во главе с Зеноном Позняком. Извращая далёкое прошлое, они заодно вычёркивают из нашей живой истории более чем 70-летний советский период совместной жизни, борьбы и труда — самый героический и плодотворный, когда Белоруссия из отсталой окраины царской России превратилась в республику, занявшую передовые места в мире. К концу 80-х годов прошлого века она вошла по индексу человеческого развития в третью десятку стран с самым высоким уровнем жизни, науки, экономики и культуры. Попытку вытравить непреложные исторические факты из генной памяти народа иначе как преступлением не назовёшь.
— Если бы дело ограничивалось только этой попыткой. Всё, к сожалению, гораздо серьёзнее. Больше полутора десятков лет назад, с приходом на президентство, Путин объявил Союзный договор России с Белоруссией, основанный на равноправии сторон, неприемлемым. Эта политическая установка, перечеркнувшая саму возможность создания Союзного государства, которое может быть построено только на принципах равноправия, полностью совпала с политической установкой США и их сателлитов. И, естественно, стала руководством к действию для российской власти, которая начала развязывать торговые и массированные информационные войны против Белоруссии, подрывающие фундамент ещё не созданного общего государства.
— Такая политика стала неоценимой поддержкой для прозападных белорусских «демократов». Выступая против союза с Россией, они в один голос повторяют: видите, как ведёт себя российская сторона — русские, россияне всегда были противниками белорусов и никогда не станут их друзьями. Всё это полностью отвечает экспансионистской политике Запада.
— Но в последнее время противостояние западной информационной кампании у нас, в Белоруссии, несколько приглушено. Для смягчения, как следует из высказываний ряда представителей власти, остроты противоречий, которые мешают нормальным межгосударственным отношениям. А руководство республики выдвигает планы примирения противоборствующих альянсов — всеохватывающую, например, договорённость по типу «Хельсинки-1». Известно, что тот договор был растоптан Западом. И надежды на успех «Хельсинки-2» невелики, если не сказать — иллюзорны.
— Но не сидеть же сложа руки в ситуации, когда мировые державы оказались, признаем это, на грани военного столкновения. «Любой здравомыслящий человек подтвердит, что сегодня нет более важного вопроса, чем сохранение мира и обеспечение устойчивого развития, — справедливо заметил на международной экспертной конференции «Восточная Европа: в поисках безопасности для всех» Александр Лукашенко. Поэтому важно выработать и представить политикам чёткие предложения, как это сделать с соблюдением интересов всех сторон».
— Но это не отменяет противодействия западной информационно-идеологической машине, подрывающей основы нашей жизни и союза с братской Россией. Наоборот, чем изощрённее ведётся такой подрыв, тем активнее и обстоятельнее должны быть контрмеры, прежде всего в пропагандистской сфере. Вы же помните, как накануне выборов президента Белоруссии в 2010 году в Минск приезжали министры иностранных дел Германии, Польши и Швеции. Они уговаривали Лукашенко предоставить мизерной «диванной» прозападной оппозиции поблажки, противоречащие избирательному закону, обещая многомиллиардные вливания в белорусскую экономику. А в то же самое время через границы республики Запад поставлял огромные суммы, технические средства и даже оружие оппозиционерам для свержения конституционного строя республики, что те и попытались сделать, штурмуя Дом правительства.
— Это ещё раз показывает неизменность западной политики, фарисейски прикрываемой благими намерениями. Цели и задачи её, повторяю, остаются прежними. В рамках общего замысла коллективного Запада массированное информационное воздействие в перспективе должно привести к смене власти в Республике Беларусь, утверждению идеологии белорусского национализма в государственной политике, изменению геополитического выбора белорусского народа. И с учётом военно-стратегического значения «белорусского балкона» в системе обороны РФ — к значительному ослаблению обороноспособности России и в конечном итоге — к разрушению белорусско-российского союза в его военной, экономической и политической проекциях. Для самой Республики Беларусь наращивание информационного давления националистов чревато развитием внутреннего гражданского конфликта в обществе по примеру современной Украины, хотя и в других, сообразных с белорусскими условиями формах. Чтобы остановить опасное развитие событий, нужны конкретные и, я бы сказал, срочные меры.
— Какие?
— Прежде всего надо по возможности устранить факторы, которые ведут к разрушению интеграции в Союзном государстве. Это — обоюдная задача наших стран. Если российское руководство не намерено его создавать, пусть хотя бы сохраняет достигнутый интеграционный уровень, а не развязывает, словно по графику, очередные торговые войны против союзной и братской россиянам республики.
— И не предпринимает шагов, когда мы, по верному замечанию Александра Лукашенко, сталкиваясь друг с другом, теряем друг друга.
— И в экономике, и в понимании процессов, жизненно важных для судьбы Союзного государства. Надо прекратить «торпедирование» существующей белорусской модели развития, направленное в конечном счёте на геополитическое ослабление Российской Федерации. Поскольку данная проблематика выходит за рамки национальной безопасности Республики Беларусь, рассматривать её необходимо в контексте интересов Союзного государства. Для противодействия деструктивной стратегии Запада и обслуживающих его национал-«демократов» требуется совместная координация усилий Республики Беларусь и Российской Федерации в области информационной политики и безопасности как на уровне профильных ведомств, вузов и научного сообщества, так и на уровне конструктивных неправительственных экспертных организаций.
При оценке белорусской ситуации российскому руководству, СМИ и экспертным кругам следует избегать как поверхностных суждений о «поддержке» национал-радикализма со стороны официального Минска, так и великодержавных нападок на государственную независимость, историю и культуру Белоруссии. Всё это немедленно используют националисты для дальнейшей дискредитации белорусско-российского союза, разжигания ненависти и вражды.
— Причём и российское руководство со своими СМИ и экспертными службами, и белорусские националисты умалчивают, что Белоруссия получила государственность от Советской власти, от большевиков — государственность, основанную на союзе с Россией и другими братскими республиками, который обеспечивал её независимость и суверенитет. Тем самым сообща подыгрывают Западу в его попытках окончательно похоронить идею создания Союзного государства.
— В создавшейся ситуации белорусскому руководству, по-моему, следует организовать эффективное противодействие «тихо разрушительной» информационно-пропагандистской войне, которая ведётся против республики под управлением западных политиков. И перейти наконец от ситуационного реагирования административно-репрессивными методами на возникающие вызовы и угрозы — вроде открытых призывов к свержению власти и организованных «демократами» беспорядков — к стратегическому планированию развития суверенного сектора НКО, СМИ, национального контента интернета, включая блогосферу и сообщества в социальных сетях. Только так можно успешно противостоять широко разветвлённой пропагандистской сети, работающей с дальним прицелом, и уберечь Белоруссию от «бархатного капкана», подготовленного для неё Западом. А заодно — укрепить Союзное государство.
Олег Степаненко, «Правда»