После схода ледника в тоннель Кармадона первым вошел белорусский водолаз

День третий. Последний.

Продолжаем рассказывать о пресс-туре сообщества журналистов «Друзья-Сябры» в Северную Осетию. 

… Во второй половине дня нас ожидало знакомство с уникальной природой Северной Осетии. Друзья-Сябры пребывали в приподнятом настроении, предвкушая появление перед их взором живописных ущелий, зеленых долин, гор, рек и водопадов.

И вот оно, величественное и завораживающее Кармадонское ущелье, где скалы, словно каменные ворота и где ты чувствуешь себя малой букашкой, которую на каждом шагу подстерегают неожиданные опасности.

Здесь, 16 лет тому назад, произошла трагедия: ожил, а затем сошел вниз невообразимых размеров ледник Колка.

Камешек величиной с дом, носило, как перышко. А потом он закрыл вход в тоннель:

2

Колка унес жизни более ста человек, среди которых кумир поколения 90-ых, – Сергей Бодров-младший. Под 12 миллионами кубометров камней, снега и грязи мгновенно погибли 19 человек, включая почти всю его съемочную группу. По сей день более ста человек считаются пропавшими без вести.

3

Кстати, в знаменитый тоннель Кармадонского ущелья после схода ледника Колка первым вошел наш белорусский водолаз – Игорь Матюк. Он родом из Школова. Попал в эти места по чистой случайности: как-то поднимал со дна реки в Питере танк, подошли люди, рассказали о том, что у них в Кармадонском ущелье остались родственники, попросили помощи. И он не смог отказать.

К тому же Валентина Бодрова, мать Сергея, родом из Круглова, что под Шкловом.

Кстати, Игорь Матюк работал совершенно бесплатно. Только ради того, чтобы найти людей. Живых или мертвых.

А вдруг там, в глубине тоннеля, увидим Данилу Багрова? И спросим: «В чем сила, Брат?»

4

Даже страшно представить какие картины видели Бодров и его товарищи в последние минуты жизни. Говорят, перед началом светопреставления поднялся ветер, носивший валуны, как песчинки, затем пошли селевые потоки, беспощадно покрывая все вокруг грязью. Огромные глыбы льда со скорость 200-300 километров в час неслись, сметая на своем пути села, людей, животных и наглухо закупоривая тоннели… Строительная техника и машины, вспоминают местные жители, были буквально размазаны по камням, а от только что выстроенных шести мостов не осталось и следа.

В этой истории со сходом ледника спустя время обнаружат немало мистики. Как, например, объяснить факт, что ледник обошел все святыни? В одном месте он даже разделился, чтобы обойти православную церковь.

5

6

«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

7

8

9

Наш микроавтобус медленно ползет по длинному горному серпантину, а мы смотрим вдаль, на заснеженный Казбек и представляем, как в соответствующей экипировке бредем по популярному альпинистскому маршруту на самую вершину знаменитой горы, а затем раскрываем флаг, на котором красуется наш зубр и надпись «Друзья-Сябры». Шутка, конечно… Но почему и не пошутить, ведь мы окунулись в солнечную долину, где триста дней в году  стоит ясная погода. А для нас, белорусов, с нашими вечно сердитым небом и затяжными нудными дождями, особенно ценны такие моменты.

10

11

Средневековый некрополь

Проехав по Даргавскому ущелью, мы попадаем в «Город мертвых».

12

Сам некрополь состоит из 95 склепов, в каждом из которых есть небольшое окошко. Через него хорошо видно что именно находится внутри каждой усыпальницы. Глянули — матерь Божья — мумии, кости и черепа… Мурашки пробежали по телу! Жуть! Одни, припав к отверстию, начали делать фото, другие, не разделяя подобного порыва, наоборот, запрятали камеры и не стали снимать человеческие останки, опасаясь, что мертвым душам это может не понравится. Недаром же на усыпальнице начертано обращение к потомкам: «С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы».

13

Однако не все туристы столь щепетильны. Рассказывают, что частенько некоторые циничные люди прихватывают с собой на память – вы не поверите! – череп или кости. За последние 20 лет варвары растащили значительную часть останков. Зачем? Для чего? Ведь это не муляжи, не игрушка. Это останки реальных людей, живших в Даргавсе 600-700 лет назад! Кстати, как они там оказались?

14

Сопровождавший нас краевед Константин Попов рассказал об истории возникновения данного некрополя. Деревенские жители, подозревавшие, что заразились (то ли холерой, то ли другой напастью), добровольно шли на кладбище, ложились в свой фамильный склеп и ждали своего часа. Соседи приносили им хлеб, сыр, если продукты не забирали, значит, душа почила в Бозе.

Перед входом в «Город мертвых» увидели сидящего на скамье мужичка в кепке и спортивном костюме «найк». Это главный сторож, хранитель музея. Он грелся на солнышке и одновременно нарезал большим ножом веники. Разговорились… Узнав, что пожаловала экскурсия из Беларуси, собеседник расцвел в улыбке.

15

Вот как чудно описал ситуацию наш классик и добрый друг Владимир Мамонтов:

– Мы сели рядом. Откуда-то взялись рог и волшебный напиток, свежий хлеб и молодой сыр. Сначала поругали Горбачева – какую страну развалил. Потом воздали хвалу Георгию Победоносцу. Не дал пропасть. Солнце било в глаза, а тени ложились темно-синими лоскутами: настоящие, подлиннее некуда. Мы поблагодарили всех рассказчиков, осушили рог и поехали дальше…

Заметили, что в Северной Осетии много собак, гуляющих по улицам. Они очень дружелюбные, умные и приветливые: трутся возле туристов и, как дети, радуются каждому новому гостю. Этот песик вообще лег перед входом в микроавтобус, не давая нам войти, начал кататься по земле, словно говоря: «Побудьте со мной еще немного, Друзья-Сябры».

Заметьте, как профессионально позирует наш красавчик:

16

Памятник «Верный конь» посвящен выходцам из Куртатинского ущелья, павшим за Родину в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Он расположен у дороги, близ поселка Верхний Фиагдон.

Скорбящий конь оплакивает павшего в бою наездника. Скульптура символизирует скорбь всей Осетии по погибшим в войне сыновьям.

17

Во время Великой Отечественной войны на фронт уходили все мужчины сражаться за Родину. И погибали целыми семьями:

18

Говорят, что Сталин родом из Осетии. Возможно, это всего лишь миф. Но здесь его помнят и чтут.

Один из немногих сохранившихся памятников этому политическому деятелю:

19

Алания издревле была одним из центров христианства на Кавказе. Некогда здесь было множество православных храмов и монастырей. В неприступных осетинских горах иноки возносили молитвы, совершали подвиги веры, а в случае опасности — и защищались от неприятелей. Сегодня многие из них восстанавливаются, но что не менее важно, основываются и новые. Один из таких монастырей — это Аланский Свято-Успенский монастырь, появившийся в 2000 году. Попадая в эти высокие неприступные горы, и глядя на обитель, построенную в классическом византийском стиле, трудно представить, что монастырю не более двух десятков лет. Создается ощущение, что был он здесь всегда, возвышался среди горных вершин, а под его каменными стенами бурлила сильная река Фиагдон. За время своего существования монастырь стал одним из главных духовных центров не только Осетии, но и всей южной России.

У этой святой обители удивительная, хоть и не такая уж и давняя историю. Берет она свое начало на заре нового столетия и даже, тысячелетия. В апреле 2000 года в Беслане, в бывшей гостинице для машинистов был образован Свято-Успенский монастырь, ставший со временем самым высокогорным монастырем на территории России.

20

21

Неподалеку от монастыря расположен ресторан «Долина солнца». Здесь мы отужинали после удивительно проведенного дня, а также налюбовались роскошным панорамным видом из окна.

22

23

Сидя за огромным столом, уставленным осетинскими пирогами и другими яствами, говорили о том, что очарованы красотами здешней природы, вспомнили, что раньше, во времена социализма, на территории республики, активно работали десятки санаториев и турбаз, действовали туристические маршруты. Народ со всей страны и из-за рубежа приезжал полюбоваться неповторимой Северной Осетией. В начале 2000-ых, по понятным причинам, развитие туризма приостановилось. А так хотелось, чтобы белорусы смогли приехать в этот край и увидеть все красоты своими глазами.

Кстати, на встрече с руководством республики мы затронули вопросы туризма. И узнали, что уже немало делается для развития этого перспективного сектора народного хозяйства. Но на все нужно время.

Древние селения, горные монастыри, минеральные источники, знаменитые осетинские пироги, горнолыжные курорты, словом, в Алании найдется практически всем для всех, кто не хочет ждать и готов смириться с пока не слишком развитой туристической инфраструктурой ради отдыха простого, самостоятельного, зато экономичного и душевного отдыха.