Ответ Чернявской
По завершении празднования 9 мая оптоволоконные кабели раскалились от нытья и стонов либеральной публики.
В интернете скорбная песнь имела множество вариаций: воевали не так, не с теми, не тем оружием, «СССР не победил», «кругом милитаристы», «детей одевают в форму», «георгиевская лента — символ агрессии» и прочее.
Но особенно либеральные сердечки трепетали от советских стягов, знамен Победы и многочисленных портретов Сталина в Минске.
Не отходя от праздничного стола, мэтры начали строчить километры низкопробной колумнистики. Самые продвинутые занялись этим еще 8 мая, прослушав вечернее выступление министра обороны по ТВ.
Валерий Карбалевич («Радио Свобода») написал:
«Выступление на торжественном собрании, посвященном Дню Победы министра обороны Беларуси Андрея Равкова было просто феноменальным. До сих пор я думал, что он просто советский генерал, а оказывается, что еще и сталинист. Такого гимна сталинизма давно не было в белорусском официальном дискурсе. Равков фактически вернулся к версии времен СССР, что разгром фашизма был победой советского общественного и государственного строя».
Да уж не пером Карбалевича победили. Констатация очевидных фактов теперь у них называется «вернуться к советской версии». Но тут хотя бы можно обвинить белорусскую власть. А почему тогда простые люди выходят с портретами и лентами?
Конечно, нашелся ответ. «Виновата России», «люди зомбированы», «они живут в российском информационном пространстве» и так далее. По логике этих писак, чтобы из данного пространства выйти, нужно, наверно, славить бандеровцев и местных коллаборационистов — вот тогда заживем независимо.
Еще один лейтмотив — насмотревшись на георгиевские ленты, аналитики начали поскуливать, что якобы «Путин в Беларуси популярнее Лукашенко» и что это «очень опасно». Ну так ведь и Лукашенко в России достаточно популярен! А не опасно ли это? Или мы не живем в Союзном государстве?
Более того, экономически привязаны к России; и сегодня, когда фактически разваливается мировая система безопасности, Российская Федерация выступает гарантом стабильности в регионе. Или мы будем обороняться от НАТО колонками «Радио Свободы», которая получает деньги из одного с НАТО кармана?
Чернявская учит праздновать
Не менее громко играла вторая тема белорусской колумнистики — тема вечных страданий интеллигенции среди «быдла». На разные лады нас учили, как правильно праздновать День победы.
Именно этому была посвящена статья Юлии Чернявской на tut.by про «день карнавальной войны», «пьяные крики», «пьяные орды» и многое другое.
Пишутся такие колонки с одной целью — сигнализировать оппозиционной тусовке о своих взглядах, сверяя часы. А вкусы, очевидно, формируются по принципу — что народу хорошо, то нам плохо.
«В кошмарном сне не могли привидеться маленькие портретики Сталина в руках у людей (и отнюдь не пожилых), а главное — большой портрет Сталина, развернутый на ступеньках филармонии. Если я и видела в своей жизни портреты Сталина, то только на лобовых стеклах советского дальнобоя, да еще в 1990-х — в руках озлобленных маргиналов. Тогда было ясно: это агония самого плохого, что было в СССР. Спустя двадцать пять лет оказалось — не агония», — пишет Чернявская.
Нас, безусловно, радует растущая популярность Сталина среди молодежи. И дело не в том, что появляются какие-то «злобные маргинальные силы», как пишет Юлия Чернявская. А в том, что со сцены, наоборот, уходит проигравшее либерально-перестроечное поколение, которое практически полностью потеряло влияние на умы молодежи. Эти процессы видны даже на примере оппозиции, когда молодая поросль публично обзывает старых борцов «б-ч-б саўкамі».
«Люди, развернувшие этот портрет, вы осознаете, что не только нацизм, но и политика Сталина привела к гибели ваших близких? Про пакт Молотова—Риббентропа слышали?» — напоминает нам Ю.Чернявская.
Сообщаем, что аналогичные пакты о ненападении перед войной заключила с Гитлером вся Прибалтика, а Польша даже поучаствовала в разделе Чехословакии — но никто из них сегодня не посыпает голову пеплом. Зато мы — белорусы, русские, должны каяться и превозмогать в себе «советского раба» — на чем спекулирует поздняя проза Алексиевич, ориентированная на постаревшее перестроечное звено.
«У нас не войну нет монополии, а считать жертвы неприлично», — аргументирует Ю.Чернявская.
Попробуйте сказать, что считать жертвы неприлично, например, евреям — и посмотрите на их реакцию. Праведный гнев всей либеральной прессы вам обеспечен. В то же время советские жертвы мы помнить якобы не обязаны — это при том, что потери Советского Союза всячески замалчиваются на западе. Двадцать лет мы читаем про «войну двух тоталитарных режимов», и «плохих» с «очень плохими», хотя ломала хребет фашизму именно РККА, пока западные державы занимались дипломатическим фарисейством.
Что касается всяческих утверждений о том, что воевали не за Сталина, а за внучку, жучку и березки — вот короткая надпись из осажденной Брестской крепости: «Нас было пятеро. Мы умрем за Сталина».
И пусть Чернявская расскажет этим людям про неправильного вождя и про «заградотряды», которые заставляли воевать.
Заодно с родной землей, кстати, они спасли от уничтожения и евреев; сегодня их дети, внуки и правнуки работают в оппозиционных СМИ, но не выражают ни малейшей благодарности советскому строю, который, фактически, сохранил их как нацию.
Наоборот, мы уже писали о том, что TUT.by симпатизирует СБМ и коллаборационистам — речь о сомнительной статье «Белорусские патриоты», где нам рассказали о том, как недобитки из СБМ пытались устроить в БССР националистическое подполье после войны. Именно это в трактовке TUT.by является «героизмом» — а вот выиграть войну со всей Европой, с объединенной мощью ее экономики и вооружения, это так, рядовая задача. Да и вообще не событие.
«Часть соотечественников ставит под вопрос не только праздник, но и саму победу. И хотя восемьдесят процентов белорусов считают ее главным событием ХХ века, существуют остальные двадцать», — сообщает Ю. Чернявская.
Неприятие войны и Сталина у определенной группы населения имеет очевидные причины.
Ведь война расколола общество, часть населения перешла на сторону противника, принимала участие в самоуправлении, занималась гражданской коллаборацией, сводила счеты с соседями, грабила евреев, конвоировала пленных, работала на промышленных предприятиях за паёк. Таких было немного — возможно даже, применяя цифры Чернявской, было их как раз те самые 20 процентов.
После войны многие повисли на перекладинах или получили годы лагерей; добавьте к ним тех, кто до войны был осужден по общеуголовным статьям — ведь сегодня благодарные потомки считают их жертвами «сталинских репрессий».
Возможно, что это их родственнички сегодня пытаются рассказать «правду о войне» и взять реванш за деда-полицая, написав очередную вырвиглазную статью.
Именно эти обиженные дети-внуки, а также ряд национальных и религиозных меньшинств составляют сегодня костяк националистической и либеральной оппозиции. А помыкает ими престарелая публика перестроечных «адраджэнцаў», которые про того же Сталина профессионально вещают уже не одно десятилетие. Добавьте к этому антисоветскую школу западных радиостанций и редакций, структуры западных медиа, добавьте чуть денег — и вы получите схематичный портрет современной оппозиции.
Сильное государство на востоке не нужно противнику — так было всегда. Нужны усобицы, этнические конфликты, сырьевая экономика, националистические партии у власти. Под все это давно разработаны лекала — и всегда, при любом режиме находятся «полицаи», готовые изменить собственному народу по идеологическим или корыстным мотивам.
Отнимите у белорусского народа Победу — и придумайте какой-нибудь другой праздник, например, «день Беларуси», который будет отмечатся 25 марта.
Под этот праздник можно написать сотню колонок и сделать тысячу выступлений, но в народе он не приживется. Все это — чужое и искусственное, навязанное сверху «элиткой», которая сегодня самовыражается про «пьяные орды», «преступные ценности» и «лакированный трэш».
Невыносимая пошлость бытия
Исчерпав громкие метафоры, Чернявская приводит длинную цитату литературоведа Лидии Гинзбург о пошлости. Имеется в виду пошлость белорусских праздников, образа жизни, и особенно — советского и российского военного кино.
Заметим, что западное общество и тамошний масскульт в целом не сравнимы по уровню «трэша». О войне там снимают фильмы уровня «Бесславных ублюдков» Тарантино, сюжет которых строится на том, что отряд евреев-диверсантов убивает Гитлера в Париже. Но западный китч tut.by не осуждают, в то время как под раздачу попадают современные российские фильмы. И опять же, если говорить о них — почему Чернявская не упоминает творения Михалкова, где РККА воюет исключительно лопатами, Сталина макают лицом в торт, гадящему из кабины немцу-летчику стреляют в пятую точку из ракетницы и так далее? Или это — хорошее, либеральное кино? Нас столько лет кормили откровенной дрянью, что я очень хорошо понимаю своих ровесников, которые подымают на 9 мая портреты Сталина или ставят его фотографию в социальных сетях. Так сегодня выражается антилиберальный протест.
Конечно, это многим не по нраву.
«Портрет Сталина — это утверждение в качестве ценности не просто не ценного — а преступного», — пишет Юлия.
Интересно, где вы были, когда ваш супруг выступал на празднике Белорусской народной республики. Если вы не в курсе, то из деятелей БНР выросли военный министр гитлеровской БЦР Константин Езовитов, бургомистр Минска Вацлав Ивановский, штандартенфюрер СС Франц Кушель, президент БЦР Родослав Островский и другие высокопоставленный гитлеровские функционеры. Это, конечно, совсем не «преступники», а весьма уважаемые господа, достойные шумного концерта, песен и портретов. Вы же не отправляете их почитателей отмечать столетие БНР «тихонечко»?
Никакая либеральная журналистика не была бы возможна в случае ИХ победы; рабство, лагеря, заготовка сырья и водки, батрачество — именно таким было бы настоящее наших дорогих журналистов. Даже умение писать не являлось приоритетным; как утверждал Гиммлер, достаточно было бы знать счет до 500.
Каждый раз удивляюсь — как же соединились либералы и белорусские националисты?
Объединила их нежная и трогательная любовь к современной Украине, и особенно — ее передовой опыт построения гражданского общества на базе неонацистских группировок. Это когда коммунистов безнаказанно избивают радикалы, следователи находят у них оружие, журналисты травят в прессе, суды запрещают юридически — но про все это националистические СМИ молчат, потому что больше озабочены популярностью «георгиевской ленты», личностью Сталина, детьми в пилотках, шашлыками и прочими важными вещами.
Конечно, любое массовое движение имеет изъяны, можно придраться и к лентам, и к шашлыкам, и даже Оруэлла приплести — в слове ВОВ Чернявская увидела новояз. Но если в народном празднике и в счастливых детях вы видите только лагеря и тоталитаризм — это говорит не о болезнях общества, а о вашем личном перекошенном мировосприятии.
Тишина, как известно, хороша для похорон или для грязных дел. А Победу мы будем праздновать громко!
Андрей Лазуткин, imhoclub.by