Снижение курса белорусского рубля по отношению к доллару США и евро с начала этой недели напрямую связано с введением со стороны США санкций в отношении крупных российских компаний, оттоком спекулятивного капитала с фондового и долгового рынков Российской Федерации и девальвацией российского рубля.
За два дня — с 9 по 11 апреля курс белорусского рубля по отношению к доллару США, установленный Национальным банком, снизился на более чем 3,16%, евро — на 3,63%.
Курс российского рубля, установленный Центробанком России, вырос на 7,84%, евро — на 8,69%.
Динамику определят «законы рынка»
Такая синхронность белорусского и российского рубля к инвалютам обусловлена структурой корзины иностранных валют, в которой на долю последнего приходится 50% (0,5 степени весов), на доллар США — 30%, на евро — 20%.
Такое соотношение во многом оправдано и связано с тем, что Российская Федерация для Беларуси является ключевым внешнеторговым партнером.
Руководство Центробанка России заявило, что сейчас регулятор не видит рисков для финансовой стабильности страны и динамику на фондовом и валютном рынках следует рассматривать в качестве «коррекции».
Фактически, это означает, что Центробанк России в ближайшее время не будет использовать какие-либо искусственные методы по сдерживанию курса рубля, динамика последнего будет определяться «законами рынка».
Аналогичной политики, скорее всего, будет придерживаться и Национальный банк Республики Беларусь.
Квазиспрос кредитного бума
Попытки любого сдерживания курса рубля путем проведения валютных интервенций приведут к «вымыванию» золотовалютных резервов, созданию условий для возникновения множественности курсов, разбалансировки национальной кредитно-денежной системы и т. д.
При этом однонаправленная динамика белорусского рубля к российскому позволяет избежать ситуаций прежних лет, когда искусственное поддержание белорусского рубля на фоне падения курса россрубля к инвалютам приводило к резкому удорожанию белорусской продукции на российском рынке, падению объемов экспорта, валютной выручки и рыночных долей отечественной продукции в России.
Вместе с тем есть и определенные риски, связанные с типовым экономическим поведением населения нашей страны, когда на фоне информации о некотором росте курса белорусского рубля к инвалютам большинство стремится в кратчайшие сроки обменять свои сбережения на доллары или евро, притом по высокому курсу.
Резкое изменение экономического поведения населения, как правило, создавало дополнительное негативное давление на курс доллара, евро и вело к образованию дефицита валюты.
Сейчас ситуация повториться не должна — есть достаточные резервы для покрытия спроса населения. Запасы инвалюты формировались на протяжении последних двух лет за счет превышения объемов продажи населением валюты над ее покупкой. Отчасти это было обусловлено тем, что правительство сдерживало необоснованный рост заработной платы на фоне сохранения уровня потребления населения. Говоря проще: население проедало свои «заначки», поскольку не хотело отказываться от «прежней хорошей жизни».
Однако есть опасение, что из-за кредитного бума, вызванного низкими процентными ставками, кредитные денежные средства, выданные населению и юрлицам, могут быть направлены на скупку валюты, что создаст так называемый квазиспрос на валюту и дополнительное давление на курс.
Как долго будет слабеть белорусский рубль?
Все будет зависеть от сбалансированного ответа российской кредитно-денежной системы и экономики России на волну санкций.
В настоящее время Россия обладает достаточным потенциалом и высоким уровнем поддержки стран АТР, в первую очередь КНР, для сдерживания негативных процессов.
Некоторый отток спекулятивного капитала с фондового и облигационного рынков России не является фундаментальным и не оказывает такого существенного влияния на российскую экономику, как это было ранее. Во многом это связано с ускорением после 2014 года процессов инвестирования средств в реальные активы в виде современных предприятий, производство собственной продукции, наукоемкие технологии и т. д. Россия в меньшей степени зависит от динамики и потоков спекулятивного капитала.
Есть основания полагать, что текущий рост курса продолжится некоторое время, однако в последующем будет откорректирован рыночными механизмами.
Алексей Авдонин, Sputnik