Дмитрий Астрахан поставил в Минске свой третий спектакль

Перед генеральным прогоном своего премьерного спектакля “Четвертая планета” в театре имени М. Горького режиссер Дмитрий Астрахан заметно волновался. Мастер явно мандражировал: выбегал из зала, искал кого-то глазами, тут же раскланивался с поклонниками, источающими комплименты, и затаившимися коллегами. Наконец вышел к сцене и предупредил, что на генеральной сдаче и невозможное — возможно, и как режиссер он имеет полное право остановить спектакль и попросить артистов сыграть сцену еще раз. Забегая вперед, скажу, что ничего “отматывать” назад не пришлось.

Наверное, чтобы помочь мастеру побороть волнение, в качестве моральной поддержки в зале присутствовали супруга режиссера Елена и автор пьесы, постоянный и многолетний соратник Дмитрия Ханановича драматург Олег Данилов. Уверенные в себе, талантливые, успешные люди мира искусства. Нездешние. Может быть, более вальяжные, чем наши театральные деятели, более насмешливые и раскованные. Посему перед началом спектакля в воздухе витала легкая интрига: что выжмет из наших артистов заезжий режиссер, лауреат многочисленных кинопремий? Тем более что за предыдущую работу с горьковской труппой — мелодраму “Леди на день” — зритель до сих пор активно голосует рублем.

“Четвертая планета” — третий спектакль Дмитрия Астрахана в Минске: помимо “Леди на день”, он ставил мелодраму “С тобой” в Современном художественном театре.

А было еще и плодотворное сотрудничество с киностудией “Беларусьфильм”. Скольким нашим артистам он подарил радость видеть себя на экране в эпоху безвременья и малокартинья 90-х!

Пьеса Данилова предопределила и жанр спектакля — лирическая комедия. С отчетливым ностальгическим привкусом. Снова провинция. Как и в знаменитых картинах Астрахана “Все будет хорошо”, “Зал ожидания”, “Все по-честному”, “Ночной таверны огонек”, “Любовь без правил”… Фантастика — лишь повод, чтобы снова обратиться к своему прошлому. Словно Бальзак, Дмитрий Хананович пишет свою “Человеческую комедию”.

Когда на экраны вышел фильм “Четвертая планета”, кто-то из критиков написал об откровенной пародийности ленты в ее соотношении с фантастическим жанром. Возможно, и так. Я, пересмотрев фильм перед театральной премьерой, никакой особой пародийности не заметил. Кстати, сам режиссер играет в ленте музыканта-саксофониста из провинциального ресторанчика. Фигурально выражаясь, все пляшут там под незатейливый мотивчик его саксофона. А главную роль исполнил супруг нашей известной теледивы Светланы Боровской Анатолий Котенев, снимающийся сейчас чаще в России. Из последних работ Котенева мне особенно запомнился его генерал-лейтенант Каманин из героической драмы “Время первых”.

В основе сюжета “Четвертой планеты” — одна из сюжетных линий “Марсианских хроник” Рэя Брэдбери. Также в истории можно найти определенные параллели с нравственной проблематикой фантастического романа Станислава Лема “Солярис”, экранизированного Андреем Тарковским.

В своих последних киноработах Астрахан обходится без звезд. Раньше у него снимались Александр Збруев, Марина Неелова, Наталья Андрейченко, Николай Караченцов, Александр Калягин, Леонид Ярмольник и уже ушедшие от нас Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов, Николай Еременко-младший, Вера Глаголева, Олег Табаков… В минском спектакле заняты наши звезды — артисты театра имени М. Горького Руслан Чернецкий, Вероника Пляшкевич, Андрей Душечкин, Оксана Лесная и другие.

Уж специально или нет — один из премьерных показов “Четвертой планеты” прошел в День космонавтики. Руслан Чернецкий снова, как и в драме “Подводники”, предстал в героическом образе, на этот раз покорителя космоса Сергея Беляева, внезапно нашедшего на Марсе город своего детства. Космонавтов на сцене театра имени М. Горького еще не было. Подводники были. В отличие от фильма в спектакле немного изменили финал, сделав его драматичнее.

66aa8132e5a494fad5ccee4f1ad8537c

Музыкальное оформление театральной постановки, которым занимался сам режиссер, узнаваемо сходу. Не проводя ночи у патефона, чтобы выудить заветные несколько тактов из квартетов Дмитрия Шостаковича или симфоний Арво Пярта, он и драматические, и комедийные моменты иллюстрирует одной-единственной темой из мелодрамы “Ты у меня одна” “дедушки уральского рока” Александра Пантыкина. Видимо, рассчитывая на то, что знакомая мелодия подсознательно настроит зрителей на благодушный лад.

Астрахан удивительным образом чувствует ретро-эстетику. Дает проявить свои новые профессиональные качества исполнителям второстепенных ролей. Запоминается Сергей Жбанков в роли местного дурачка Робертино, кличку эту он получил в честь знаменитого итальянского певца Робертино Лоретти — уж слишком убедительно поет в его манере. В управдоме в исполнении Андрея Душечкина угадывается преданный человек системы и советского уклада, который тем не менее не хочет терять и простой доверительный, эмоциональный контакт с жильцами. А уж мелодраматическая линия с управдомом, который вдруг предлагает руку и сердце персонажу Оксаны Лесной, и вовсе выглядит свежо и комедийно, достигая иронии лучших комедий Вуди Аллена. После большого перерыва в довольно запоминающейся роли появляется артист Андрей Дударенко. Его персонаж — ветеран Савелий Евдокимович — воплощает в этой истории всех обделенных вниманием по чьему-то недомыслию или злой воле стариков. Однако социальная справедливость торжествует. В этой линии мы видим оммаж режиссера своему же фильму “Все будет хорошо”. Актеры Юлия Кадушкевич и Павел Евтушенко интересно и подчеркнуто комедийно существуют в своем дуэте. Герои как будто вышли к нам из какого-то произведения соцреализма.

“Четвертую планету” Дмитрия Астрахана, пожалуй, нельзя назвать постмодернистским произведением — и автор пьесы Олег Данилов, и режиссер чересчур искренне относятся к своим персонажам. Для них они — близкие родственники, друзья, земляки… Астрахан ставит не про какой-то условный двор, а почти про двор своего детства. Вглядывается в детали, апеллирует к нашей общей коллективной памяти, пытается понять, что же произошло с нами за эти годы. Коммунальный быт вызывает у него, скорее, симпатию. Нравы советского барака он живописует почти эпически. И в этом премьера театра имени Горького “рифмуется” с еще одной недавней историей — спектаклем “Двор как уходящая натура” режиссера Татьяны Аксенкиной по пьесе Елены Исаевой в Молодежном театре.

Современные режиссеры все чаще возвращаются в наше прошлое, пытаясь там найти все ответы. При этом у кого-то получается просто изящная лирическая стилизация, у кого-то — откровенный разговор с исповедальными интонациями.

И, видимо, это не зависит от возраста. Дело в какой-то личностной оптике автора.

Валентин Пепеляев, «СБ. Беларусь сегодня»