Вот уже несколько лет подряд, в феврале, маленький польский городок Гайновка находится в центре скандальных событий.
Возмущение самых разных политических сил вызывает марш радикальных националистов, который проходит под лозунгами, прославляющими участников вооруженного подполья первых послевоенных лет.
Однако местные жители, большинство из которых имеют белорусские корни, называют их карателями, которые под предлогом борьбы с коммунистами убивали их родных.
Под бой барабанов, с мегафонами и плакатами вот уже который год выходят на улицы участники шествия памяти «проклятых солдат».
Говорят, их деды сражались за независимость от Советского Союза. На плакатах – капитан Ромуальд Райс по прозвищу «Бурый». Отряд под его командованием в январе 1946 года уничтожил 79 жителей белорусских деревень Подляшья.
За что убивали? Достаточно было лишь того, что ваш дед или мать были белорусами православного вероисповедания.
Следствие в отношении Бурого долгие годы вел Институт национальной памяти в Польше (ИНП). В 2005 году он остановил следствие, сделав вывод, что действия Бурого в январе-феврале 1946 «имели черты геноцида».
На пресс-конференции прокурор ИНП Дариуш Альшевский заявил, что собранный материал свидетельствует о том, что капитан Ромуальд Райс лично отдавал приказ сжечь несколько белорусских деревень на Подляшьи и убить их жителей.
Кроме этого, Райс несет личную ответственность за уничтожение белорусов около Бельска-Подляшского.
Многие жители Гайновки уже не раз выражали протест против подобного марша. Они не считают, что Советский Союз был против Польши, и уверены, что какими бы лозунгами бандиты не прикрывались, они всё равно останутся бандитами.
Отдел Райниса, называвшийся 3-й Виленской бригадой НВС, насчитывал 228 человек и являлся наибольшим на Белосточчине. Он проводил большое количество диверсий, нападений и терактов против опергрупп Управы безопасности, Корпуса внутренней безопасности и милиционеров.
Главными врагами, кроме коммунистических властей Польши, Ромуальд Райс Бурый считал православных белорусов. Фактически они принуждали белорусов покидать родные места и переселяться в Советскую Белоруссию.
Зимой 1946 года после нападения на советский гарнизон в Гайновке отряд Райса сжёг несколько деревень. Жителей Залешан вместе с женщинами, стариками и детьми закрыли в сарае и подожгли. Тех, кому удалось выскочить из огня, расстреливали.
Большинство исследователей признают в этом акте факт этноцида белорусского населения на Подляшьи.
Многие жители и потерпевшие вспоминают слова членов банды: «Вам, вонючим белорусам, место там, под Москвой, но не здесь».
На показательном суде в Белостоке 1 октября 1949 года он был приговорен к смертной казни. Приговор был исполнен 30 декабря 1950 года в Белостоке.
Однако после смены политической системы в Польше в 1989 году очень остро был поставлен вопрос о реабилитации Ромуальда Райса Бурого. Для новых польских властей, признавших себя наследниками межвоенной Польши, подобные действия банд выступали как попытки борьбы за независимость Польши от коммунистического режима и Москвы.
В 1995 году суд Варшавского военного округа отменил смертный приговор и реабилитировал Ромуальда Райса Бурого.
Официальной причиной подобного решения стало то, что он «боролся за независимость Польского государства», а приказы, в том числе и по уничтожению белорусского населения, выдавал в ситуации «состояния наивысшей необходимости, которая заставляла его принимать меры, не всегда этически однозначные».
Несогласные с реабилитацией Бурого, очевидцы, потерпевшие, родственники и белорусская общественность Подляшья организовали «Комитет семей убиенных», который все же добился установления памятника не месте погребения жертв этноцида.
А в 2016 году с хоругвями и плакатами православные верующие вышли наперерез колонне сторонников «проклятых солдат».
«Это провокация. Сюда приехали люди не из Гайновки. Местному населению это не нравится. В польской армии много героев. Зачем восславлять этих?», – заявил тогда один из местных жителей Мартин Петерский.
Столкновений опасалась и полиция. В город стянули подкрепление. Против шествия выступили и некоторые польские партии. Их сторонники заявили о готовности встать на пути «проклятых солдат». Но власти не позволили людям сойтись в одном месте и в одно время. Первоначально лидеры движения «проклятых солдат» заявляли, что шествие в Гайновке поддержал польский президент Анджей Дуда. Но после разразившегося в прессе и на интернет-форумах скандала эту информацию с официального сайта движения убрали.
Пройдет ли марш в этом году? Или польские власти наконец-то одумаются и сделают дружеский шаг в сторону соседей? Тем более что из белорусского МИДа и парламента звучат недвусмысленные заявления: проведение марша – попытка поссорить поляков и белорусов.
Реакция белорусских парламентариев
В белорусском парламенте возмущены намерением польских националистов провести праворадикальный марш в Гайновке. Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по международным делам Валерий Воронецкий прокомментировал планируемую праворадикальную акцию.
«В белорусском парламенте с большим сожалением и возмущением восприняли информацию о намерении польских националистических организаций провести очередной праворадикальный марш в городе Гайновка, где компактно проживают этнические белорусы, – заявил он. – Судя по рекламе марша в соцсетях, его целью является героизация отдельных деятелей польского послевоенного подполья, среди которых особое место занимает военный преступник и организатор репрессий в отношении православного населения Подляшья Ромуальд Райс, больше известный под псевдонимом Бурый. Инициаторы этой сомнительной акции считают своим «моральным долгом…, чтобы в конце концов на этой красной земле победила польская мысль».
Валерий Воронецкий напомнил, что Ромуальд Райс «отличился» тем, что убивал с особой жестокостью преимущественно этнических белорусов православного вероисповедания и сжигал вместе с их жителями целые деревни.
«На совести этого главаря бандформирования сотни убитых и покалеченных мирных граждан, среди которых женщины, дети и старики. Уничтожение отрядом Райса белорусских деревень и православного населения Подляшья Институт национальной памяти Польши признал преступлением с признаками геноцида», – напомнил он.
«Проведение марша и показ документального фильма, восхваляющих Бурого и подобных ему военных преступников в Гайновке – городе, где большинство населения имеет белорусские корни, по сути своей являются провокацией, направленной на искусственное нагнетание напряженности и разжигание вражды между белорусами и поляками, православными и католиками. И особенно цинично, что она планируется на фоне принятого в Польше закона об уголовном преследовании за пропаганду так называемой бандеровской идеологии», – добавил парламентарий.
Он особо подчеркнул мысль о том, что проведение подобных мероприятий стало возможным в стране, граждане которой сами испытали на себе последствия фашизма и радикального национализма, свидетельствует о пробелах в польской исторической памяти.
Парламентарий уверен, что подобные акции не вписываются в рамки современной культуры любого демократического европейского государства, проповедующего мир и согласие в обществе и развитие дружественных отношений со своими соседями.
Валерий Воронецкий выразил надежду, что польские парламентарии, так же как и здравомыслящие граждане Польши, смогут дать подобным акциям должную оценку и не допустить их проведения. Увидим – осталось ждать каки-то пару дней.
«Ничто не может оправдать геноцид»
МИД Беларуси также разделяет озабоченность белорусских парламентариев в связи с планами польских радикалов провести марш в Гайновке. Начальник управления информации и цифровой дипломатии пресс-секретарь МИД Дмитрий Мирончик прямо заявил: «Один из деятелей, которому они хотят воздать почести, – это главарь бандформирования Ромуальд Райс по кличке Бурый, он военный преступник. И это не просто наше или чье-то мнение. Это мнение и однозначный вывод Института национальной памяти Польши. Эта специально созданная польская структура констатировала, что действия Бурого — преступления с признаками геноцида».
Он также напомнил, что на совести Райса десятки сожженных вместе с их жителями белорусских деревень, сотни убитых и искалеченных мирных граждан, среди которых дети, женщины и старики. Они были уничтожены или изувечены только потому, что принадлежали к белорусскому этносу и имели православное вероисповедание.
«Ничто не может оправдать геноцид – преступление против человечества. Двух мнений здесь быть не может», – подчеркнул пресс-секретарь.
Цинизм ситуации в том, что еще живы потомки жертв преступлений Бурого. «Нужно ли искусственное разжигание вражды между белорусами и поляками? Нужно ли нагнетание напряженности на национальной, конфессиональной почве? Или все-таки нам нужен исторический диалог, который только начал развиваться между нашими странами?» – задал вопросы Дмитрий Мирончик.
От себя лично он добавил, что в польском национальном пантеоне достаточно героев, в том числе общих для двух народов.
«Уверен, в нем не должно быть места военным преступникам, людям, чьи руки по локоть в крови безвинных жертв, в том числе женщин и детей. Хотя решать это, конечно, самим полякам», – резюмировал представитель МИД.
Для нас герои – белорусы Подляшья
«Хатынь польскими руками» – так назывался материал белорусского историка Петра Петровского к 70-летию со дня трагедии белорусов Подляшья.
В статье он подробно, на основании документов и свидетельских показаний рассказал о преступлении против белорусского народа, имевшем все признаки геноцида.
«К сожалению, трагедия Подлясских белорусов совершенно неизвестна по ту сторону «линии Керзона» в самой Республике Беларусь. А ведь подлясские белорусы — это неотъемлемая часть белорусского народа, – делает выводы историк. – Наверное, сегодня в белорусском обществе должна настать та пора, когда все, даже самые страшные страницы истории будут изучены. Мы должны помнить жертв этноцида «Хатыни — Подляшья» хотя бы потому, что они отдавали свои жизни только за то, что звали себя белорусами. Это делает подлясских белорусов, окрепших и не испугавшихся бандитского террора, героями для нас.
В детстве мы делили мир на черное и белое, играли в «наших» и немцев». Потом, повзрослев, поняли, что многое вокруг нас устроено гораздо сложнее, чем нам бы хотелось, что на простые с виду вопросы не дашь с ходу правильный ответ. Но сегодня, когда видишь, что из карателей, на счету которых сотни убитых детей, женщин и стариков, делают героев, снова хочется раскрасить как тогда этот мир черно-белыми красками. И предостеречь отдельных персон: тот, кто придумывает оправдание палачам, сам становится им подобным.
Виктория Трикало