Ровно три года назад были подписаны минские соглашения по Украине
Исполнилось три года с момента подписания минских соглашений, которые были призваны урегулировать конфликт на юго-востоке Украины. Соглашения включали поэтапную программу как военного, так и политического урегулирования, результатом которого должна была стать реинтеграция «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» в состав Украины на правах автономии, а также общая децентрализация административно-территориального устройства соседнего государства. Реализация программы была рассчитана на год, однако нереальность этих сроков, к сожалению, была очевидна уже в момент подписания соглашений.
К третьей годовщине конфликт в украинском Донбассе подошел в состоянии хрупкого статус-кво, который и можно считать главным результатом договоренностей. «Минск» остановил горячую фазу конфликта и стабилизировал линию разграничения между сторонами. Однако, к большому сожалению, дальше этого зыбкого перемирия дело не идет. Периодические перестрелки, в которых стороны рутинно обвиняют друг друга, продолжают счет жертв конфликта, хоть и не в таких масштабах, как в 2014—2015 годах, на пике противостояния.
Главная причина, по которой минские соглашения так и не удалось реализовать в полной мере, заключается в том, что не были устранены базовые предпосылки конфликта, и, более того, сам текст договоренностей и не подразумевает их устранения. Ведь полноценное урегулирование ситуации в Украине предполагает достижение компромисса как внутри страны, так и между ведущими международными игроками, вовлеченными в конфликт. Ни того ни другого по-прежнему нет.
Вокруг Украины продолжается геополитическая игра с нулевой суммой, где выигрыш Запада автоматически означает проигрыш Востока и наоборот.
Собственно, именно эта черно-белая логика, не терпящая компромиссов и полутонов, и привела к вспышке насилия в 2014 году. Однако выйти за рамки этой логики по-прежнему не получается, и нынешнее зыбкое состояние, когда нет ни мира, ни войны, оказывается, пожалуй, лучшим, чего можно добиться в этой обстановке.
Поиск путей решения конфликта, в том числе за рамками минского процесса, продолжается, но пока также не дает каких-либо результатов. Так, инициированная минувшей осенью российской стороной идея международной миротворческой миссии в Донбассе тут же уперлась в разногласия по поводу параметров этой миссии. Россия и непризнанные республики настаивают на ограниченном миротворческом контингенте на линии разграничения, в то время как Киев и Запад хотели бы распространить миссию на всю территорию ДНР и ЛНР, включая подконтрольный им участок российско-украинской границы.
В Донецке и Луганске отвергают подобный вариант, опасаясь, что под прикрытием миротворческой миссии произойдет фактическое удушение непризнанных республик с насильственной передачей их под контроль Киева.
При администрации Трампа к переговорному процессу активно подключились и США в лице своего спецпредставителя Курта Волкера, который регулярно проводит консультации с главным российским «уполномоченным по Донбассу» — Владиславом Сурковым. Но и этот канал пока не оправдывает ожиданий.
Более того, американские «ястребы» сумели-таки продавить идею о поставке Киеву летальных оборонительных вооружений, что явно не будет способствовать мирному диалогу и укреплению доверия между сторонами.
Полноценный мир в Украине возможен только после отказа от логики блокового противостояния. В этом плане весьма плодотворной могла бы быть давно озвучиваемая официальным Минском идея интеграции интеграций, сопряжения европейского и евразийского интеграционных проектов, в рамках которого свое законное место могла бы найти и Украина, избавившись от мучительной необходимости какого-то однозначного выбора. Похоже, к пониманию этого начинают приходить и в правящих кругах Европы. Во всяком случае, текст нового коалиционного соглашения, заключенного между ведущими партиями Германии, дает надежду, что Берлин, который является одним из гарантов минских соглашений, начнет двигаться именно в этом направлении.
Всеволод Шимов, «СБ. Беларусь сегодня»