Война вернулась в Афганистан — под ударами террористов–смертников находится практически вся территория страны. В январе произошло сразу несколько громких и резонансных терактов. Нападение на университет национальной обороны в Кабуле. Взрывы в дипломатическом квартале столицы. Попытки боевиков захватить элитный отель «Интерконтиненталь»… Счет жертв уже идет на сотни. Напряженной остается ситуация и в регионах. Различные группировки — «Талибан» и «Исламское государство» — берут на себя ответственность за происходящие теракты.
Безусловно, с момента революции 1978 года Афганистан остается одним из самых неспокойных государств в мире, но нынешнее обострение ситуации имеет конкретные причины. Так, значительно ухудшились отношения между Пакистаном и США. Они всегда были непростыми и во многом вынужденными для Вашингтона, у которого не было особой альтернативы во время противостояния с СССР в Афганистане. Однако с ростом террористической угрозы в мире американские политики все чаще обвиняли Исламабад в недостаточности усилий по борьбе с международным терроризмом, а также в поддержке движения «Талибан» в Афганистане, несмотря на американские интересы и огромную экономическую и военно–техническую помощь, которую США оказывают Пакистану.
Наиболее жестким критиком сложившейся модели отношений выступил президент Дональд Трамп.
Новый, 2018 год глава Белого дома начал с дипломатического скандала, обвинив пакистанские власти в том, что они держат американцев в дураках, получая десятки миллиардов долларов в обмен на «…ложь и обман». Американский лидер не ограничился одними словами, США приостановили оказание экономической помощи Пакистану.
Учитывая вывод значительной части сил многонациональной коалиции из Афганистана в конце 2014–го, американо–пакистанский конфликт представляется достаточно опасным. Не секрет, что Пакистан поддерживал тесные связи с движением «Талибан», будучи одним из немногих государств, официально признавших правительство талибов. Важно то, что «Талибан» неуклонно расширяет сферу своего контроля, жестко конкурируя с игиловцами.
Многие эксперты отмечают, что, несмотря на весь свой радикализм, талибы более органично вписываются в условия Афганистана и с течением времени смогли бы полноценно интегрироваться в политическую жизнь страны.
В отличие от ИГ, стремящегося распространить свое влияния на весь мусульманский мир, движение талибов имеет все же афганский характер.
Последние теракты ставят США в двусмысленное положение. Можно и дальше обвинять Пакистан в поддержке террористов, но активизация насилия в Афганистане в январе показывает, что если Вашингтон хочет хотя бы относительного спокойствия в этой стране, то ему надо разговаривать с теми, кто имеет влияние на талибов. Правительство в Кабуле к таковым не относится.
Все это ставит под сомнение и эффективность наращивания военного присутствия США в Афганистане, о чем заявил Дональд Трамп.
Негативный опыт СССР должен был показать, что ситуацию в этой стране необходимо решать с участием афганских акторов, а не путем военной силы.
Примечательно, что 29 января, в день совершения нападения на университет национальной обороны, Пакистан подтвердил готовность продолжать свое участие в переговорах в Москве по ситуации в Афганистане (наряду с Россией, Китаем, Ираном, Индией и государствами Средней Азии). В этом контексте антипакистанская риторика Д.Трампа и уклонение США от участия в «московском формате» выглядят не совсем просчитанным шагом.
Да, нынешний лидер Белого дома обещал своим избирателям сократить расходы на американскую помощь другим странам. Как бизнесмен Трамп, вероятно, не видит очевидных выгод от вложений в Афганистан.
Раздражает американские власти и слишком тесное сотрудничество Исламабада с Пекином, равно как и сильные позиции России в регионе.
Однако вряд ли тактика дипломатического самоустранения является наилучшим решением ситуации.
Афганская проблема уже давно переросла рамки региональной. Доходы от наркотрафика, лагеря подготовки боевиков, бесконтрольное перемещение оружия делают Афганистан идеальной площадкой для распространения террористической опасности по всему миру. И для эффективного предотвращения этой угрозы необходима скоординированная работа всех игроков — как глобального, так и регионального масштабов. Для Беларуси эта тема тоже имеет значение, так как именно наша страна должна сдерживать на своих рубежах преступный трафик из Азии в Евросоюз.
Александр Филиппов, «СБ. Беларусь сегодня»