Забытые имена: Андрей Бембель

Генералиссимус в скульптуре, народный художник БССР, профессор, один из создателей мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» и «Кургана Славы» – это все он,б Андрей Онуфриевич Бембель.

Родился он в Велиже Витебской губернии (ныне Смоленская область России). Отец, Онуфрий Емельянович Бембель, служил в уездном казначействе бухгалтером. Мать, Стефанида Дмитриевна, занималась домашним хозяйством. Семья была большой – 13 детей, все жили дружно, детвора помогала родителям по хозяйству.

В Велиже Бембель получил начальное образование в мужской гимназии, где и обратили внимание на его рисунки.

Важной в выборе жизненного пути Бембеля явилась встреча с известным белорусским скульптором Михаилом Аркадьевичем Керзиным, который преподавал в Велижской художественной школе, а затем в Витебском художественном техникуме, где и учился будущий художник.

В 1931 году он окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Репина. Там он учился у Р.Р.Баха, В.Л.Симонова и М.Г.Манизера.

В институте он получил понимание высокого искусства и профессиональные навыки, а мечту, для которой это все приобреталось, необходимо было найти самому.

Еще в студенческие годы он избрал один из самых сложных видов скульптуры – барельеф.

В 1931 году Андрей Бембель возвратился в Беларусь и на первых же выставках в Минске, в которых он принимал участие, продемонстрировал высокое профессиональное мастерство. В 1932 году по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда в Минске началось строительство Дома правительства, который представлялся зодчему как грандиозный архитектурно-скульптурный комплекс с самыми разнообразными формами скульптуры и живописи.

Во главе с Михаилом Керзиным многие художники участвовали в создании скульптурных портретов, которые были установлены на лестничных маршах.

Андрей Бембель создал бюст М.В.Фрунзе и большой горельефный фриз для зала заседаний Дома правительства. Среди известных работ скульптора горельефы в зрительном зале Дома офицеров в Минске. В те же годы были созданы и барельефы в зрительных залах театров оперы и балета Беларуси и Первого белорусского государственного (ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы) в Минске.

Эти произведения показали его как зрелого мастера, замечательного художника-монументалиста с яркой творческой индивидуальностью.

Успешно работал Андрей Бембель и в монументальной скульптуре. Еще в 1930-е годы он участвовал в конкурсе на создание для городов Беларуси памятников известных исторических деятелей.

За серию скульптурных работ в 1938 году Бембелю было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Беларуси.

Он принимал участие в оформлении центрального рельефа аванзала павильона Беларуси на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве в 1939 году.

С первых дней Великой Отечественной войны Андрей Онуфриевич Бембель был в рядах действующей Красной Армии.

В августе 1941 года его направили в краткосрочную Военную инженерную школу в Ростов-Ярославский. По окончании школы он был направлен преподавателем специальных курсов младших лейтенантов инженерных войск.

Бембель был заместителем командира роты в 6-м отдельном инженерном полку. В 1943 году был отозван в Белорусский штаб партизанского движения в числе других известных художников для пропагандистской работы. Здесь он и создал свое первое и главное произведение военных лет  – композиционный портрет Героя Советского Союза Николая Гастелло, один из лучших в портретной скульптуре. В эти годы он работал также над проектом памятника героям Сталинграда, создал барельеф «Белорусские партизаны», бюст белорусского партизанского командира Петра Захаровича Калинина.

0010

Вместе со штабом 7 июля 1944 Андрей Онуфриевич вернулся в освобожденный Минск. Одной из первых значительных работ художника после демобилизации стал портрет Александра Матросова. Среди других его скульптурных работ – портреты Янки Купалы, Павла Молчанова, Александра Блока, Ивана Шамякина, Леонида Щемелева и другие. Большинство портретных работ скульптора хранятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь.

В 1952 году Андрей Бембель создал один из самых известных своих памятников – монументальную статую Дмитрия Менделеева для химического факультета Московского университета.

02-%d0%bc%d0%b3%d1%83-%d1%81%d0%ba%d0%b2%d0%b5%d1%80-16-05-14-08-%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b5%d0%b2

В 1954 году создал бронзовый горельеф «9 мая 1945 года» для монумента Победы в Минске.

bembel

Сторонник монументального стиля в скульптуре, мастер более всего тяготел к созданию героико-романтических образов.

Монументальные работы и стали его главной темой в последние годы жизни.

Ленин и Бембель

Безусловно, скульптуры Ленина добавили еще одну порцию славы знаменитому художнику. А он сделал десятки фигур Ильича, причем каждый раз вкладывая душу и открывая все новые и новые грани вождя всемирного пролетариата.

– Деда нельзя назвать конъюнктурщиком, – сказала в одном из интервью внучка скульптора, известный белорусский искусствовед Татьяна Бембель. – Он был искренним в своих убеждениях. Революционный энтузиазм ощущался в нем даже в 1970-е годы. Помню, он пригласил меня порисовать в мастерскую. У него было много античных слепков… Но он выбрал бюст Ленина и сказал: «Тебе нужно рисовать его, это центральная фигура мировой истории». Дед искренне считал Ленина великим. Конечно, жаль, что как экспрессивный портретист он мало раскрылся. У него есть замечательные скульптурные портреты Леонида Щемелёва и портреты-барельефы знакомых. Но из-за монументальных работ не хватило времени и сил, чтобы уделить больше внимания обычному человеку и его эмоциям.

Однажды журналист оппозиционной газеты спросил у правнучки народного художника Веры Бембель-Бельской, «правильно ли будет, если вместо скульптур Ленина в Солигорске и Борисове установят другие скульптуры, скажем, известных деятелей этих регионов?».

«Я не считаю, что мы имеем право под воздействием моды сносить памятники. И потом, в Беларуси не сносят скульптуры Ленина, – ответила она. –  Каждый монумент — это отражение эпохи, это история. А для новых памятников всегда будет достаточно места, было бы достаточно средств на это у государства. Я думаю, у нашего народа хватит мудрости не уничтожать, а созидать. Белорусские города растут, и места, думаю, хватит любой скульптуре. Тем более, что у нас много талантливых скульпторов, в том числе и учеников Андрея Бембеля».

Курган Славы

С именем художника связано создание знаменитого памятника «Курган Славы Советской Армии – освободительницы Беларуси». Это настоящий шедевр мастера.

kurgan_slavy

За его создание скульптору была присуждена Государственная премия Беларуси.

Первая горсть земли в подножие Кургана легла 30 сентября 1966 года. С этого дня землю для него везли из белорусских городов и сел, из городов-героев Москвы, Ленинграда, Волгограда, Севастополя, Одессы, Киева, из Брестской крепости и других памятных мест, связанных с подвигом народа в годы войны. Сооружение Кургана Славы, которое началось в ноябре 1967 года, стало делом поистине всенародным. Свидетели тех дней помнят, что к месту возведения в нарядных одеждах, как на праздник, съезжались люди. Около еще невысокой горы они выстраивались в очередь, чтобы почтить память воинов. Поток желающих был подобен великому паломничеству, которое продолжалось полтора года. Торжественное открытие мемориала состоялось 5 июля 1969 года. В подножие Кургана замуровали капсулу с наказом потомкам быть пламенными патриотами своей Отчизны, вечно чтить память тех, кто в боях отстоял ее свободу и независимость.

Разрабатывая ансамбль «Курган Славы Советской Армии – освободительнице Беларуси», скульпторы Андрей Бембель и Анатолий Артимович, архитекторы Лев Мицкевич и Олег Стахович стремились к суровой и строгой простоте. Именно благодаря этому земля, бетон и металл ожили и заговорили, напоминая о том подвиге, который совершил советский народ в единоборстве с врагом.

«Мать-Беларусь»

В конце 2016 года павильон Республики Беларусь на ВДНХ получил новую жизнь. Завершился последний этап реставрации грандиозной постройки. В советские годы она служила витриной достижений одной из союзных республик. Теперь будет знакомить с историей, культурой и традициями белорусского народа.

Павильон «Республика Беларусь» можно увидеть ровно таким, каким он задумывался архитекторами Захаровым и Чернышёвой ещё в начале 50-х.

Они сами изображены на фреске фасада. Каждый элемент декора – особенный и узнаваемый. Например, колонны, обвитые красочными гирляндами плодов – визитная карточка павильона «Республика Беларусь». Реставрация здания длилась почти десять лет. Возобновление первозданного вида павильона – один из этапов масштабных восстановительных работ на ВДНХ.

Завершающим этапом ремонтно-рестраврационных работ стала установка двухметровых скульптур: «Доярки», «Агронома», «Колхозницы», «Охотника» и «Механизатора». Они расположились на фронтоне здания, ровно на том месте, где еще две недели назад стояли оригиналы 1954 года. Состояние скульптур было аварийным. Поэтому было принято решение сделать копии.

Венчает композицию работа Андрея Бембеля – скульптура «Родина», больше известная как «Мать-Беларусь».

«Эта скульптура, представляющая собой облицованную золотой смальтой фигуру колхозницы со снопом и венком, олицетворяет понятие Матери-Родины. Классический характер архитектуры павильона с мощным портиком и венчающей его легкой ротондой гармонирует с величавой торжественностью золотой статуи, господствующей над окружающим пространством. В ее покое есть какое-то движение. Эта статуя открывается неожиданно, когда подходите к павильону, дает новое впечатление…» — отмечал доктор искусствоведения, профессор В.П. Толстой.

Путевка в жизнь

Андрей Онуфриевич Бембель принадлежал к славной плеяде художников-воспитателей, для которых педагогика стала делом жизни.

Он – один из организаторов и первых преподавателей Минского художественного училища и Белорусского театрально-художественного института (ныне Белорусская академия искусств), в котором он, будучи с 1962 года профессором, многие годы заведовал кафедрой скульптуры. Педагогический талант, методическое мастерство, широта эрудиции позволяли ему успешно формировать у молодых художников необходимые профессиональные качества, высокую гражданственность и активную жизненную позицию.

Он дал путевку в жизнь нескольким поколениям белорусских скульпторов. Среди его учеников – известные деятели белорусского искусства Анатолий Аникейчик, Лев Гумилевский, Валентин Занкович, Иван Миско и другие. Это был один из тех мастеров белорусского искусства, чье творчество почти лишено неудач, которым удавалось все, за что они ни брались. Бембель был мастером, произведения которого неизменно приобретали широкую известность и долгую жизнь.

Наряду с творческой и педагогической работой Андрей Онуфриевич Бембель вел активную общественную деятельность. Он избирался членом ЦК КПБ, был депутатом Верховного Совета, председателем правления Союза художников Бела Беларуси.

Заслуги Бембеля в развитии изобразительного искусства отмечены орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями и Почетными грамотами, серебряной медалью имени Митрофана Грекова.

Умер Андрей Онуфриевич Бембель в 1986 году.

mem_doska_bembel

В доме, где располагалась мастерская Бембеля, работает Союз белорусских художников и находится небольшой Музей современной белорусской скульптуры.

Помимо постоянно действующей экспозиции, насчитывающей несколько десятков бюстов, голов и поясных портретов советских деятелей (причем здесь представлены работы не только Бембеля, но и Селиханова, Курочкина, других скульпторов), в музее проходят выставки молодых и уже завоевавших признание белорусских ваятелей. В фондах хранится оригинальный скульптурный портрет Ленина – Бембель создал его по посмертной маске вождя.

Надежда Божко